Внимание! Данный сайт устарел.
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!
ЗиС-101, ЗИС-110, ЗиС 115

Производитель: ЗИС
Модель \ семейство: ЗиС-101, ЗиС-110
Модификации: ЗиС-101, ЗиС-110, ЗиС 115
Годы на конвейере: 1936-1957
Описание: представительские автомобили ЗиС

   В 1933 году заводом "Красный путиловец" была выпущена партия из шести автомобилей Л-1, скопированных с американского Бьюик-32-90. В дальнейшем завод получил иные задачи, а задача по производству представительских автомобилей была поставлена перед ЗИСом. Общую конструкцию Бьюика сохранили.
    Два опытных образца автомобиля - один с кузовом черного цвета, другой вишневого - 29 апреля 1936 года демонстрировались И. В. Сталину в Кремле. Серийный автомобиль, выпускавшийся с 1937 года, имел некоторые внешние отличия от первых экземпляров - в частности, отличался эмблемами на радиаторе.
   В 1936 развернулось производство легкового семиместного автомобиля -  3 ноября 1936 г. началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101, основой которого стала конструкция американского Buick Eight-90 1935-го года. Его проектировала бригада конструкторов под руководством Евгения Важинского. Серийный выпуск начался в ноябре 1936 года.
   Технологически сложная машина выпускалась вплоть до 1941 года. За пять лет собрали 8752 автомобиля.
   Рядный верхнеклапанный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5766 см3 и мощностью 90 л.с. отличали такие особенности, как поддерживающий необходимый температурный режим в системе охлаждения термостат, коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор с подогревом отработавшими газами.
   Кузов имел деревянный (из бука) каркас, а сборка его являлась весьма ответственным делом - необходимо было исключить все источники скрипов, столь частых в соединениях деревянных деталей. С 1940 года кузов стали делать цельнометаллическим.
   До войны штампы для кузова ЗИС-101 заказывались в США, и за них пришлось заплатить немалую сумму - около полутора тогдашних миллионов долларов.
   На базе ЗИС-101 была разработана модификация кабриолет (ЗИС-102), а также небольшими партиями выпускались кареты скорой помощи (ЗИС-101С) и автомобили-такси.
   В конце 1937 года ЗИС разработал две модификации ЗИС-101. У первой - кузов фаэтон со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами. У второй - кузов кабриолет, тоже с тентом, но с выдвигающимися из дверей стеклами в рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. Поскольку вторая разновидность была сложнее в изготовлении, к мелкосерийному производству приняли первую, присвоив ей индекс ЗИС-102.
   В 1940 году началось производство модернизированного ЗИС-101А. Наряду с измененным оформлением облицовки радиатора он получил одно-дисковое сцепление, новые карбюратор и распределительный вал двигателя. В результате мощность мотора возросла до 116 л.с., а максимальная скорость - до 125 км/ч.
   Производство ЗиС-101 было прервано войной.

ЗиС-101
ЗиС-101
ЗиС-101
ЗиС-101
ЗиС-110
ЗиС-110
ЗиС-110
ЗиС-110

   После окончания второй мировой войны ЗИС вернулся к изготовлению представительских машин, но в более скромных масштабах. Последующие представительские модели завода были ориентированы исключительно на обслуживание верховных государственных учреждений и членов правительства. Масштабы выпуска уменьшились до 10-25 машин ежегодно. 

   ЗИС-110, «представительский» комфортабельный лимузин, действительно являлся конструкцией, где были учтены все последние по тем временам достижения автомобильной техники. Это первая новинка, которую освоила наша промышленность в первый мирный год. Проектирование машины начали в 1943 году, еще в годы войны, 20 сентября 1944 года были утверждены правительством образцы автомобиля, а через год, в августе 1945 года, уже шла сборка первой партии. За 10 месяцев - неслыханно короткий срок - завод выполнил нужные чертежи, разработал технологию, подготовил необходимую оснастку и оборудование.
   Инженеры ЗИСа – возглавлял их тогда молодой 33-летний главный конструктор завода Борис Фиттерман – прекрасно знали давнюю любовь Сталина к американской марке “Паккард”. И получили указание ничего не изменять в конструкции мотора и шасси “Паккарда-180” образца 1941 года и Buick Limited - 90. 19 сентября 1942 г. были начаты работы.
   Подготовка производства нового автомобиля шли фантастическими темпами. Уже 20 сентября 1944 года Государственный комитет обороны утвердил образец этой машины. Через 10 месяцев началась сборка первой партии, а 11 августа 1945 года первый экземпляр ЗИС-110 отправился в испытательный пробег. Его серийное производство шло до 1958 года.
   В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машины скорой помощи, а также бронированный вариант ЗиС-115 (выпущено 35-45 экз.).  ЗиС сам фрезеровал штампы из цинко-алюминиевого сплава, уже не закупая их в три-дорога за океаном. В конце июля 1945 года была собрана первая модель, причём им стала модификация "ЗИС-115". Снаряженная масса этой машины достигала 7300 кг.
   Подготовка производства нового автомобиля шли фантастическими темпами. Уже 20 сентября 1944 года Государственный комитет обороны утвердил образец этой машины. Через 10 месяцев началась сборка первой партии, а 11 августа 1945 года первый экземпляр ЗИС-110 отправился в испытательный пробег. Его серийное производство шло до 1958 года. В общей сложности их сделали 2072 штуки.
   Новая машина оказалась исключительно удачной. Прочный, невероятно надежный автомобиль ЗИС-110 в то же время являлся весьма комфортабельным, бесшумным и быстроходным.
   Базовую модель, ЗИС-110, завод оснащал закрытым четырехдверным кузовом «лимузин». Спинки передних сидений образовывали внутри салона толстую перемычку, соединявшую центральные стойки кузова. Из перемычки выдвигалась стеклянная перегородка, которая отделяла переднюю часть кузова от задней. Кроме того, в нишах перемычки помещались два дополнительных откидных сиденья, которые позволяли увеличить общее число мест в машине с пяти до семи.
   Кроме базовой модели, завод серийно строил две модификации: ЗИС-110А (1952-1957 годы) предназначался для работы в «Скорой помощи». Другая модификация - ЗИС-110Б (1949-1957 годы) - представляла собой машину с открытым кузовом - «фаэтон». Отличалась она от базовой складным матерчатым тентом и выдвижными рамками с боковыми стеклами.
   Конструкторы ЗИС-110 первыми применили в отечественном автомобилестроении независимую подвеску передних колес, гидравлический привод тормозов, рычаг передач, вынесенный на рулевую колонку, установку стабилизатора поперечной устойчивости как для передней, так и для задней подвески.
   За создание этой модели коллективу конструкторов завода А. Н. Островцеву, Б. М. Фиттерману, Л. Н. Гусеву, А. П. Зигелю в июне 1946 года была присвоена Государственная премия.
   Автомобили ЗИС-110 претерпели очень мало изменений за годы выпуска, что свидетельствует об их высоком совершенстве. Разумеется, завод вел работу по созданию новых модификаций. Так, на первенстве СССР 1951 года по автомобильным гонкам дебютировала спортивная машина ЗИС-112. Она базировалась на шасси ЗИС-110, была оснащена двухместным закрытым кузовом оригинальной формы. ЗИС-112 весил 2450 кг, в то время как масса ЗИС-110 равнялась 2575 кг. Более форсированный (182 л. с. вместо 140 л. с. на серийной модели) двигатель позволял развивать скорость 204 км/ч (у ЗИС-110 140 км/ч). Позже, в 1954 году, появился усовершенствованный вариант ЗИС-112 с укороченной базой, открытым кузовом и более мощным (до 192 л. с.) двигателем. Этот автомобиль весил 2250 кг и развивал скорость 210 км/ч.
   Трехступенчатая коробка передач с синхронизаторами управлялась установленным на рулевой колонке рычагом.
   Автомобиль, оборудованный весьма комфортабельно (сиденья с набивкой из гагачьего пуха, радиоприемник, гидравлические стеклоподъемники, хорошая звуко- и теплоизоляция, эффективная система отопления, перегородка между водителем и пассажирами), был довольно тяжелым: его снаряженная масса - 2575 кг, но при этом он мог развивать наибольшую скорость до 140 км/ч и являлся в те годы самым быстроходным советским автомобилем.
   Сам по себе достаточно тяжелый, ЗИС-110 развивал до 140 км/ч и слыл самым быстроходным в СССР легковым автомобилем. Но приемистость его оставляла желать лучшего – разгон до 100 км/ч занимал 28 секунд. И расходовал по 27,5 л высококачественного 70-го бензина на сотню.
   Производство ЗИС-110 было прекращено в 1958 году, когда на смену этой интересной машине, заслужившей почетное место в истории отечественного автомобилестроения, пришла новая модель - ЗИЛ-111.
   Автомобили ЗиС-110 обслуживали высшие партийные и правительственные учреждения, а также использовались как такси. 

ЗиС-110
ЗиС-110
ЗиС-115
ЗиС-115

   ЗиС 115 - первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты. Бронированный автомобиль ЗиС-115, изначально получивший наименование ЗиС-110С, был подготовлен в 1946-1947 году. Внешне, для неподготовленного человека, ЗиС-115 практически не отличается от обычного ЗиС-110. Однако отличить их можно по следующим признакам: наружной фаре (противотуманной), установленной на переднем бампере по центру на специальном кронштейне, увеличенного размера шинам, большему вырезу заднего крыла с внешней стороны под установку большей шины и без  белых боковинам на шинах.
   Конструктивно машина абсолютно другая. Все агрегаты шасси модернизированы и усилены в соответствии с увеличившейся нагрузкой. Двигатель на ЗиС-115 использовался стандартный от ЗиС-110 мощностью 140 л.с.
   Сцепление и коробка передач усиленные соответственно увеличившимся нагрузкам. Задний мост так же усилен. Передняя и задняя подвески специальные: усиленные или модернизированные по большинству позициям.
   Тормоза гидравлические, но большего размера с рядом дополнительных деталей в конструкции повышающей их надёжность.
    Кузов бронированный 6-и местный (ЗиС-110 7-и местный) с противопульной и противоосколочной броней и толщиной стёкол 75 мм.
   Бронекорпус выпускали на военном Подмосковном заводе, и он назывался «Изделие №100». Каждая броневая панель на каждой машине проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу на соответствие высшей категории защиты. Производство этих корпусов было строго индивидуальным. На каждой, даже самой маленькой, детали кузова был выбит номер машины.
   Боковые стёкла опускные. Подъём осуществляется гидравлическим домкратом, а спуск специальным барашком. Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжены цепочками, гарантирующими невозможность случайного открытия дверей на ходу.
   В последние годы жизни Сталин, боясь покушения, ездил на страпонтенах (откидное сидение). Cтрапонтены на ЗиС-115 отличаются от обычных «110» с единой спинкой и от фаэтонных «110Б» с равными складными половинками спинки, на ЗиС-115 спинка была из неравных половинок (верхняя меньше).
   Автомобили ЗиС-115 комплектовали двумя типами радиоприёмников: до 1953 года это был– А-695, после А5. Выборочно автомобили ЗиС-115 оборудовались кондиционерами.
   Сборка машин происходила в специальном боксе легкового сборочного цеха с отдельной пропускной системой. По разным оценкам из ворот спецбокса вышло 30-32 автомобиля.                                                                                                                                                                                                                                                          

 

ЗИС-101, 101А ЗИС-110, 110А, 110Б ЗИС-115
Годы выпуска 1936-1941 1945-1958, 1952-1957, 1949-1957 1959-1967
Габариты (Д/Ш/В), мм 5647 x 1 892 x 1 856 6000 х 1960 х 1730 6190 x 2045 x 1640
Колёсная база, мм 3 605 3760  
Тип кузова лимузин 7-местный 4-дв. Лимузин, седан, фаэтон 7-местный лимузин,фаэтон
Расп. и кол-во цилиндров 8 8 V 8
Система питания  карбюратор n/a n/a
Рабочий объём двигателя, л 5.766 6.007 5,98
Масса снаряж. \ полн., кг 2550 2575 (2605\3335) 7300
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. 90 / 2800 , 116 140\3600 140
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин.      
Коробка передач   3-ступ. мех., с синхронизатором  
Колесная формула, тип привода 4х2, задний 4х2, задний 4х2, задний
Тормозная система     гидравлика
Максимальная скорость, км/ч 115 , 125 140 120
Расход топлива
при 60 км/ч , л/100 км
26,5 27,5  
Динамика разгона 0- 100 км/ч , с   - 28   -

Модельный ряд “ЗиЛ:
Грузовики ФИАТ-15 Ter, АМО-Ф15, АМО-2, АМО-3, ЗИС-5, АМО-7, ЗИС-11, ЗИС-21, ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130,131, 133, 4331,5301
Автобусы АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16, ЗиС-154, ЗИС-155, ЗИС-127, ЗИЛ-158, ТУРБО НАМИ-053
Представительские ЗиС-101, ЗИС-110, ЗИС-115, ЗиЛ-111, 114, ЗиЛ-4104
Оборонные и пр. ЗиС-485, БТР-152, СКБ ЗиЛ

НАШ КАНАЛ!

Rambler's Top100