ЗиЛ-111, 114, 4104
Производитель: ЗИС
Модель \ семейство: ЗиЛ-111, ЗиЛ-114, 41041
Модификации: 111, 114, 114Н , 114К, 117,41042
Годы на конвейере: 1959-199х
Описание: представительские автомобили ЗиЛ 2-й половины XX века
К середине 50-х годов первый автомобиль в государстве - ЗиС-110 - устарел. Началось проектирование нового представительского автомобиля ЗиЛ-111. Эскизы машины были готовы в 1955 году, а первый опытный образец под названием "Москва" в 1956 году экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Совершенно новый кузов был смонтирован на шасси ЗиС-110. К 1959 году, группа конструкторов "ЗиЛа" создала полностью новый автомобиль высшего класса ЗиЛ-111. Особенности: рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, V-образная восьмерка, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников.
В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 оборудованная кондиционером воздуха - ЗиЛ-111А. А в 1960 году мелкими сериями началось изготовление фаэтона ЗиЛ-111В. Большой 7-и местный автомобиль имел брезентовый тент и 4 боковых подъемных гидравликой.
Результатом модернизации стал ЗиЛ-111Г (1963-1967 гг.). Он имел сдвоенные передние фары, круглые задние фонари, и измененную форму ветрового стекла, новую раму и боковые молдинги, более мощный двигатель. Модернизация также включала замену переднего и заднего оперения и изменение наружных сигнальный фонарей. На базе ЗиЛ-111Г было также построено несколько открытых парадных фаэтонов ЗиЛ-111Д.
Всего было собрано 112 автомобилей семейства ЗиЛ-111. ЗиЛ-111 стал первым советским автомобилем с кнопочным управлением коробкой передач, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. На ЗиЛ-111Г впервые в СССР появилась четырехфарная система освещения.
ЗиС-111Г |
ЗиС-114 |
ЗиЛ-4104 |
ЗиЛ-4104 |
К 50-летию Октябрьской революции ЗиЛ подготовил замену модели ЗиЛ-111, представив новый лимузин ЗИЛ-114. Дизайн по сравнению с предшественником стал более "рациональным", отличаясь прямыми линиями кузова. Сам кузов ЗИЛ-114 установили на X-образной раме с лонжеронами объемного сечения - ее особенностью была большая жесткость на кручение и удары.
Первые предсерийные образцы были представлены к утверждению в 1966 году и имели квадратные фары. Таких автомобилей было создано три экземпляра. Первый производственный образец имел четыре круглые фары без обрамления и круглую эмблему "ЗИЛ".
Двигатель (7,0 л., 300 л. с.) агрегатировался с 2-ступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость достигала 190 км/час. Длина лимузина ЗИЛ-114 составляла 6305мм (при этом водителю практически не оставили места и рулевую колонку пришлось сделать откидывающейся, иначе водитель просто не мог ни войти ни выйти!). Основные системы автомобиля были продублированы: два аккумулятора, резервная система тормозов и т.д.
Конструкция ЗИЛ-114 отличалась современными разработками: дисковые тормоза на всех колесах, регулируемая по высоте рулевая колонка, бесшкворневая передняя подвеска на торсионных стержнях. На машинах устанавливались электрические стеклоподъемники, между водительским местом и пассажирским отсеком - стеклянная перегородка с электроприводом. На ЗИЛ-114 устанавливали атермальные стекла, которые не запотевали зимой и не пропускали тепло летом.
Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. ЗИЛ-114 имел неофициальное прозвище — «визитная карточка страны».
В пассажирском салоне была установка микроклимата, двухместное заднее сиденье имело несколько регулировок положения и жесткости отдельно для каждого места, звукоизоляция стала почти стопроцентной. Замки дверей имели централизованную блокировку.
В 1971 году на базе лимузина ЗИЛ-114 разработали пятиместный седан ЗИЛ-117. Кроме этого, в конце 70-х на базе ЗИЛ-114 изготовили два медицинских универсала ЗИЛ-114ЕА экстренной медицинской помощи, различавшихся надстройкой крыши над водителем.
Всего было выпущено около 150 автомобилей ЗИЛ-114, включая и несколько автомобилей ЗИЛ-114К, имевших большой люк в крыше над пассажирским рядом сидений, дававшим возможность приветствовать людей стоя в лимузине. В 1975 году был построен переходный вариант ЗИЛ-114Н. Его внешность была идентична модели ЗИЛ-4104, но задняя стойка соответствовала стандартной ЗИЛ-114.
Машина оснащалась принципиально новым 8-и цилиндровым V- образным двигателем объемом 6 литров и мощностью 300 л/с и автоматической гидромеханической трансмиссией. Управление переключением передач — автоматическое, но допускало вмешательство водителя.
ЗИЛ-114 выпускался с 1967 по 1977 г.г., ЗИЛ-117 - с 1971 по 1974 г.г.
ЗиЛ-41042 |
ЗиЛ-41044 |
ЗиЛ-41047 |
Дальнейшим шагом вперед в техническом отношении стал ЗИЛ-4104.
Представительская модель ЗИЛ-4104 заменила ЗИЛ-114. Ее проектированием руководил Евгений Гусев. Строгий по форме автомобиль существовал в различных модификациях: лимузин "4104" образца 1978 года, короткобазный "41041" с 5-местным кузовом седан, универсал "41042", оснащенный медицинским оборудованием, двухдверный кабриолет "41044" и лимузин "41047" образца 1985 года. Все они унифицированы по основным узлам. Автомобили ранних выпусков имели четыре круглые фары, более поздних - четыре прямоугольные и несколько иное оформление передней части кузова.
Двигатель V8 снабжался блоком цилиндров и головками блока из алюминиевого сплава. Впервые в практике завода распределительные валы были установлены в каждой из головок блока. Гидравлические толкатели, транзисторная система зажигания, четырехкамерный карбюратор... В трансмиссии на смену 2-ступенчатой гидромеханической коробке передач пришла 3-ступенчатая.
Семиместный кузов (два сидения среднего ряда откидные) установлен на лонжеронной раме. Сиденья заднего ряда имеют регулировку по длине и наклону спинки. Регулировка положения сидений, подъем и опускание стекол в дверях и перегородки за передним сиденьем - при помощи электродвигателей с кнопочным управлением. Автомобиль укомплектован двумя кондиционерами, стереофоническим радиоприемником и магнитофонной приставкой с 6 динамиками. ЗИЛ-41047 - один из самых длинных серийных автомобилей мира: его колесная база составляет 3880 мм, а длина от бампера до бампера 6330 мм. Под стать размерам и большая снаряженная масса - 3335 кг.
|
ЗИЛ-111, 111Г | ЗИЛ-114 | ЗИЛ-4104 |
Годы выпуска | 1958-1961, 1963-1967 | 1967-1986 | 1978-199х |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 6305 х 2068 х 1500 | 6330 x 2068 x 1540 | 6330 x ? x ? |
Колёсная база, мм | 3880 | 3880 | |
Тип кузова | лимузин | лимузин | лимузин |
Располож. и кол-во цилиндров, клапанов на цил | V8\2 | ||
Система питания | карбюратор | карбюратор | карбюратор |
Рабочий объём двигателя, л | 7.0 | 6.960 | |
Масса снаряж. \ полн., кг | 3085 | 2605\ 3085 | 3335 |
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. | 300 | 303\4400 | |
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин. | 570\2700 | ||
Число мест для сидения / всего | 7 | 7 | |
Коробка передач | 2-ступ. автомат | 2-х ступ. гидромех. Автомат | 3-х ступ. гидромех. |
Колесная формула, тип привода | 4х2, задний | ||
Подвеска передняя\задняя | Винтовая пружина \ Рессора | ||
Тормоза передние/задние | Дисковые вентилируемые\ дисковые, АBS | АBS | |
Рулевое управление | Шестерня-рейка | ||
Максимальная скорость, км/ч | 190 | 190 | |
Расход топлива при 60 км/ч , л/100 км |
19 ( А-92 ) | ||
Динамика разгона 0- 100 км/ч , с | 13.5 |
Модельный ряд “ЗиЛ”:
Грузовики ФИАТ-15 Ter, АМО-Ф15, АМО-2, АМО-3, ЗИС-5, АМО-7, ЗИС-11, ЗИС-21, ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130,131, 133, 4331,5301
Автобусы АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16, ЗиС-154, ЗИС-155, ЗИС-127, ЗИЛ-158, ТУРБО НАМИ-053
Представительские ЗиС-101, ЗИС-110, ЗИС-115, ЗиЛ-111, 114, ЗиЛ-4104
Оборонные и пр. ЗиС-485, БТР-152, СКБ ЗиЛ