Минский автомобильный завод. История предприятия - Энциклопедия советского автомобилестроения

Минский автомобильный  завод
  История предприятия

 Полное название: Минский автомобильный завод
 Другие названия:
 Страна: СССР, Беларусь
 Адрес: г. Минск
 Существование: 1947-наши дни

  Минский  автомобильный завод является одним из старейших и крупнейших автомобильных  заводов на территории СНГ. Основная доля продукции завода приходится на тяжелые  грузовики, но также выпускается и другая техника: прицепы, спецтехника,  автобусы.
  Постановлением  Государственного комитета обороны от 9 августа 1944 года об организации  автосборочного завода в Минске начато сооружение будущего первенца белорусского  автомобилестроения.  Уже в октябре 1947  года на заводе были собраны первые пять МАЗов. В конце 1948 года было завершено  строительство первой, а в 1950 году и второй очереди. В результате в том же  1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с  завершением строительства выйти на проектные мощности и да же превзойти их.
  В сентябре 1950 года началось производство 25-тонных автосамосвалов МАЗ-525.
  В 1951 году  завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. Причем, увеличивался не  только выпуск автомобилей. Результатом поисков конструкторов стали машины,  которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал  МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был  отмечен высшей наградой - “Гран-при”.
  В ноябре  1958-ro на Минском автозаводе были собраны образцы автомобилей МАЗ-500 и  МАЗ-503, которым предстояло прийти на смену автомобилям первого семейства -  МАЗ-200.
  31 декабря  1965 года с главного конвейера сошел последний автомобиль первого семейства  МАЗов - автосамосвал МАЗ-205, занявший место на пьедестале памятника первым  МАЗам. Завод полностью перешел на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500, успешно  наращивая их производство. В 1966 году на знамени предприятия появилась первая  награда - орден Ленина, а в 1971 году- орден Октябрьской Революции.
  В сентябре  1970-го было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в  марте 1976-го с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового  семейства автомобилей МАЗ-5335.
  В сентябре 1975 года на базе  производственного объединения "АвтоМАЗ" были созданы  Белорусский и Могилевский автозаводы  производственного объединения "БелавтоМАЗ ".  
  В 1977 году  завод был удостоен своей третьей высокой награды - второго ордена Ленина.
  19 мая 1981  года на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового  перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через  два года, 16 апреля 1983-го, был собран уже тысячный автомобиль этого  семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться.
  14 апреля  1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им оказался седельный тягач МАЗ-64221. На  заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных  тягачей.




  В августе 1991 года с  нового главного конвейера сошел первый автомобиль, а в июне 1992 года было начато производство низкопольного  городского автобуса МАЗ-101
  В 1996 году,  после успешного прохождения приемочных и эксплуатационных испытаний в  автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству  новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского  автомобильного завода сошел первый магистральный тягач нового семейства  МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021  полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным  автомобилям для международных перевозок.
  10 декабря  1997 года между ПО “БелавтоМАЗ”, концерном “MAN” и “Лада-ОМС Холдинг” подписан  договор о создании совместного белорусско-германского предприятия по  производству грузовых автомобилей “МАЗ-МАН”. Подписаны также документы о  создании совместного предприятия по сбыту производимой продукции “МАЗ-МАН  Трэйдинг”. Отличием данного проекта от других проектов по производству  автомобилей в странах СНГ стало то, что доля отечественных узлов и деталей  будет достигать 60% в продукции произведенной на совместном предприятии.
  В марте 1999  года в автобусном филиале МАЗ собран первый междугородный автобус МАЗ  152. В июне 1999 года начато производство среднетоннажных автомобилей  МАЗ-4370. В ноябре того же года изготовлен первый опытный образец троллейбуса  МАЗ-103Т.
  В 2000 году с технологических линий  автобусного филиала сошел 1000-й автобус с маркой МАЗ.
  По итогам этапов Чемпионатов Европы по трак-триалу экипаж Минского автозавода  на автомобиле МАЗ-6317 (6х6) два года подряд (2000, 2001) завоёвывал звание  Чемпионов Европы. 
  В феврале  2001 года Минскому автозаводу вручен сертификат соответствия системы качества  международному стандарту ИСО 9001. 
  В мае 2004  года выпущен автобус второго поколения МАЗ-256, серийное производство которого  было начато в январе 2005 года.
  Введена в  эксплуатацию линия по сборке автомобилей МАЗ в Иране, позже создано сборочное  производство МАЗов во Вьетнаме.
  В январе 2006  года МАЗ первым на просторах СНГ выпустил аэродромный автобус МАЗ 171,  соответствующий принятым на авиатранспорте нормам.
  В феврале  2006 года был выпущен уникальный для отечественных производителей аэродромный  автобус МАЗ 171, специально предназначенный для перевозки пассажиров в  аэропортах.
   «Минский  автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие  Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной,  троллейбусной и прицепной техники.

Модельный ряд МАЗ:
МАЗ-200, МАЗ-525 \ МАЗ-530, МАЗ-535 / МАЗ-537, МАЗ-500
МАЗ-5432, 5433, 5516, МАЗ-6422, 6303, МАЗ-4370
МАЗ-101, 103, 104, МАЗ-105, МАЗ-226, МАЗ-256, МАЗ-203, 206