ЛАЗ. История предприятия
 
Полное название: ЗАО «Львовский Автобусный Завод»
Другие названия: «Завод коммунального транспорта» (ЗКТ), ЗАО «Львовский автомобильный завод»
Страна: СССР, Украина
Адрес: г. Львов, ул. Стрыйская, 45
Существование: 1945-наши дни
 
   13 апреля 1945 года было принято правительственное постановление о создании во Львове автосборочного завода, а 21 мая определены меры по его строительству.
   В 1949 году Постановлением Совмина СССР будущему заводу предписывается освоить производство электромобилей и автобусов, а сам завод с этого момента назван «Львовским автобусным заводом имени 50-летия СССР». Ещё до окончания строительства, в этом же году, налаживается производство запасных частей для автокранов, сборка которых велась на соседнем заводе автопогрузчиков.
   ЛАЗ занимал в СССР нишу производителя автобусов среднего и большого класса для пригородных, междугородных и туристических перевозок. Он стал лидером производства автобусов в Советском Союзе.
   Позже Совнарком вернулся к развитию оборонной промышленности, и определил программу ЛАЗа так: 3 000 трехтонных автомобильных кранов АК-32, производство которых передавалось из Днепропетровска, 2 000 автобусов ЗИС-155 и 1 000 электромобилей в год.
   На заводе полностью осваивают производство автомобильных кранов на шасси ЗИС-150.
   В 1953 году, после постановления правительства "О дальнейшем развитии советской торговли", заводу поручили производство автомобилей-фургонов (ЛАЗ-150Ф) и прицепов (ЛАЗ-712; ЛАЗ-729; ЛАЗ-742Б; 1-АПМ-3), а также производство прицепов-автолавок. К 1955 г. ассортимент ЛАЗовской продукции заметно расширился. Основой по-прежнему были автокраны, производство которых за 5 лет удвоилось. Помимо этого, завод делал хлебные прицепы, шасси для прицепов, прицепы, запасные части.
   На расширенном заседании технического совета завода 17 августа 1955 г. была определена техническая политика и разработан типаж Львовских автобусов на основании потребностей народного хозяйства и прогнозов развития автобусного транспорта. Он предусматривал выпуск автобусов средней вместимости, приспособленных для советских условий производства и эксплуатации.
   Параллельно со строительством нового завода и освоением на нём производства прицепов и автокранов, шла организация конструкторского коллектива под руководством В.В.Осепчугова. Первоначально на Львовском автобусном заводе планировалось производство автобуса ЗИС-155, но такая перспектива не устраивала молодой колектив КБ. Осепчугов буквально заразил молодых конструкторов, только что покинувших институтские аудитории, своей "автобусной болезнью".
   Инициатива по созданию собственной модели автобуса на ЛАЗе была поддержена "в верхах" и для ЛАЗа были закуплены образцы самых современных европейских автобусов: Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса "Мерседес Бенц 321", а внешние стилистические решения были подсмотрены у западногерманского автобуса "Магирус".
   На Львовском автобусе впервые в СССР была применена компоновка с продольным расположением двигателя сзади и несущее основание (кузов ЛАЗ-695 имел силовое основание, которое представляло собой пространственную ферму из труб прямоугольного сечения; с основанием жестко связан каркас кузова). Новшеством являлась зависимая рессорно-пружинная подвеска колес, разработанная совместно со специалистами НАМИ. Жесткость подвески с увеличением нагрузки росла, в результате независимо от нагрузки создавались комфортабельные условия для пассажиров. Это обстоятельство завоевало высокую репутацию машинам ЛАЗ.
   В 1967 году при Львовском автобусном заводе создано Головное союзное конструкторское бюро (ГСКБ).
   В этом же году Одна из моделей львовских машин была удостоена в Брюсселе Гран-при в номинации «Лучший европейский автобус». В 1969 году ЛАЗ получает Гран-при в Ницце. Здесь же ему вручают золотую медаль за лучшую конструкцию кузова автобуса, а водителю — золото за лучшее вождение (инженер-испытатель С. Борим). Также были вручены приз Президента Франции и два Больших приза отличия.
   Лучшие в СССР – так оценивались автобусы, произведённые «Львовским автобусным заводом». Надёжный в эксплуатации, неприхотливый в обслуживании, обладающий высокой проходимостью, комфортабельный «ЛАЗ» можно было видеть практически во всех климатических зонах Бывшего Союза.
   В период с 1969 по 1973 г. было выпущено несколько опытных образцов автобусов ЛАЗ-696 и ЛАЗ-698. В 1974 г. завод должен был выпустить первую промышленную партию, но этого не произошло. Несмотря на то, что новые модели значительно выигрывали у ЛАЗ-695 и были приспособлены к осуществлению пассажироперевозок в крупных городах, в серийное производство они так и не попали. Основную продукцию ЛАЗа продолжали составлять автобусы ЛАЗ-695. Вероятно, сказались массовые закупки венгерских "Икарусов" - Советский Союз, руководствуясь обязательствами перед странами соцлагеря, просто прекратил вести собственные конструкторские разработки автобусов повышенной вместимости.
   В 1979 году завершилось сооружение нового головного корпуса завода. Его площадь превышала все другие производственные площади вдвое. Это позволило развернуть выпуск нового городского автобуса ЛАЗ-4202.
   В 80-е годы «ЛАЗ» стал самым крупным производителем автобусов в Европе. Здесь могли выпускать до 15 тыс. машин ежегодно.
   1981 год. С конвейера сошел 200-тысячный автобус.
   1984 год. С конвейера сошел 250-тысячный автобус.Начат выпуск среднего пригородного автобуса с дизельным двигателем ЛАЗ-42021.
   1986 год. Начат выпуск автобуса ЛАЗ-695НГ с применением газового топлива.
   1988 год. За год выпущено рекордное количество автобусов - 14646 штук. м 1991 год. Начат выпуск новых междугородных автобусов ЛАЗ-42071.
   После 1991 года, объёмы производства автобусов на ЛАЗе сильно сократились. Если в 1989 году на «ЛАЗе» было выпущено 14200 машин, то в 1999-м – всего 234, то есть в 60 (!) раз меньше. В этот период предпринимались многочисленные и почти безрезультатные попытки разработать и предложить потребителям новые версии базовых автобусов.
   В 1992 году начат серийный выпуск модели ЛАЗ-5252.
   В 1994 году на базе предприятия было создано ОАО "Львовский автобусный завод".
   В октябре 2001 года контрольный пакет акций «ЛАЗа» (70,41%) на конкурсной основе приобрело украинско-российское ОАО «Сил-Авто». Завод достался победителю в тяжелом состоянии: весь I квартал предприятие простояло. К концу года было выпущено всего 514 машин – то есть на 45% меньше, чем в предыдущем, 2000-м (969 единиц).
   После 1991 года, объёмы производства автобусов на ЛАЗе сильно сократились. Если в 1989 году на «ЛАЗе» было выпущено 14200 машин, то в 1999-м – всего 234, то есть в 60 (!) раз меньше. В этот период предпринимались многочисленные и почти безрезультатные попытки разработать и предложить потребителям новые версии базовых автобусов.
   В октябре 2001 года контрольный пакет акций «ЛАЗа» (70,41%) на конкурсной основе приобрело украинско-российское ОАО «Сил-Авто». Завод достался победителю в тяжелом состоянии: весь I квартал предприятие простояло. К концу года было выпущено всего 514 машин – то есть на 45% меньше, чем в предыдущем, 2000-м (969 единиц).
   Началась работа по обновлению продукции и снятию с производства устаревших моделей ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699 (с июля 2002-го года). В мае 2002 года на Киевском международном автосалоне было представлено семейство обновлённых автобусов. Предприятие перешло на выпуск унифицированных 9-, 10- и 12-метровых автобусов («Лайнер-9», «Лайнер-10» и «Лайнер-12»), и большей частью автобусы поставлялись в Россию и Казахстан. Кроме того, предприятие выпускает сочлененный автобус А-291 особо большого класса, прошедший успешные испытания в Украине и России.
   В конце 2002-го Кабинет министров Украины подписал постановление о возможности создания компании ЗАО Львовский Автомобильный Завод. Специализация предприятия – производство автобусов, троллейбусов, а также грузовых и специальных автомобилей.
   З августа 2003 года ОАО "Львовский автобусный завод" стал одним из основателей ЗАО "Львовский автомобильный завод".
   В декабре 2003 г. ЗАО "Львовский автомобильный завод" получило международный сертификат TUV CERT на систему управления качеством и сертификат УкрСЕПРО.
   В мае 2004 были представлены городской низкопольный автобус ЛАЗ-А183 "Сити" и перонный ЛАЗ-АХ183 "Аэропорт".
   7 июня 2006 года ЗАО “ЛАЗ” был переименован в «Завод коммунального транспорта».   Впервые на "ЛАЗе" для разработки конструкции и изготовления конструкторской и технической документации были использованы лицензионные пакеты трехмерного моделирования "3-D" от соответствующих мировых производителей программного обеспечения. Впервые было проведено обновление технологических процессов и производственного оборудования не после, а перед созданием новой модели.
   Cегодня автобусный завод сохраняет за собой статус одного из лидеров по производству пассажирских лайнеров на территории бывшего СССР.
  
   Сегодня ЛАЗ – крупное предприятие, раскинувшееся на площади 70 га. Площадь его корпусов – 280 тыс. м2, из которых 188 тыс. м2 – производственные площади. Предприятие располагает 4 800 единицами отечественного и импортного оборудования, что позволяет делать до 8 050 автобусов и троллейбусов в год – всех типоразмеров и любого назначения.
   Новшеством в технологии сборки кузова на ЛАЗе является не сварка, а в первую очередь склейка боковин и стекол салона. Процессы грунтовки, шлифовки и нанесения клея механизированы. Клеящие смеси, герметики и мастики, которые используют при установке панелей и стекол, являются элементами шумозащиты. Резку металла производят на лазерных установках. Благодаря программному управлению она с максимальной точностью и экономией раскраивает металлический лист. Каркас кузова (трубы прямоугольного сечения) фосфатируют, что значительно повышает коррозийную устойчивость. Заводчане дают на свои автобусы десятилетнюю гарантию.
   На предприятии функционируют десятки поточно-механических линий, сотни единиц автоматического и полуавтоматического оборудования, станков с ЧПУ. Длина производственного конвейера — 6000 м. Перед выпуском каждый автобус тестируют на уникальной диагностической станции.
   Порошковый метод нанесения краски, применяемый в производстве, обеспечивает и высокое качество, и долговечность. Львовские автобусостроители совершили значительный рывок вперед: в короткий срок разработан и запущен в производство новый модельный ряд автобусов. За последние годы с конвейера завода сошли семь совершенно новых моделей: пригородные и туристические Лайнер-10 и Лайнер-12, большой городской автобус ЛАЗ-5252J, сочлененный А-291, полутораэтажный NeoLAZ, большой низкопольный CityLAZ и аэропортовый LAZ SkyBus.
   Со дня своего основания ЛАЗ произвел и реализовал более 364 тыс. автобусов. За последние десять лет проданы еще 39 тыс. машин. ЛАЗ вновь становится флагманом автобусостроения, ему теперь тесно в рамках одной Украины, значительная часть продукции идёт на экспорт в Россию.
 

Модельный ряд «ЛАЗ»:

До автобусов: НАМИ-750, АК-32, ЛАЗ-690, 150Ф, 730

Городские среднеразмерные: ЛАЗ – 695, ЛАЗ-4202

Туристические: ЛАЗ-697, ЛАЗ-698

Малый класс:ЛАЗ-3202 / А073

Междугородные: ЛАЗ - "Украина", ЛАЗ-699, ЛАЗ – 5252\6205, ЛАЗ-1414 / 4207 / 5207 / Лайнер-8 / Лайнер-10 / Лайнер-12

Городские большие: ЛАЗ-360,  ЛАЗ-696 / 698, ЛАЗ – 5252, ЛАЗ А-183, 191, 292

  
Источники раздела: photofile.com.ua, ukrindustrial.com, www.autoussr.ru, denisovets.narod.ru, cars-collection.net.ru, www.autocentre.ua, auto-history.narod.ru, www.gortransport.kharkov.ua