ЛАЗ - 695
Модель \ семейство: ЛАЗ-695 «Львов»
Модификации: 695, 695Б, 695Е, 695Ж, 695М, 695Н, 695Д
Годы на конвейере: 1956-2002
Описание: первый городской автобус ЛАЗ
ЛАЗ-695 стал первенцем Львовского автобусного завода.
Первый опытный образец автобуса "Львов" с расположенным сзади двигателем ЗиЛ-124, двухдисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач, позаимствованных у автобуса ЗиЛ-158, был изготовлен 12 февраля 1956 года и получил индекс ЛАЗ-695. Изначально на первом автобусе не было боковых молдингов и задняя дверь была двухстворчатой. Молдинги и четырехстворчатая дверь появились на автобусе в том же 1956 году в процессе доводки конструкции. Число мест для сидения - 27. На автобусе был установлен двигатель ЗИЛ-158Л мощностью 109 л.с.
Второй образец автобуса ЛАЗ-695 был построен в июне 1956 года в пригородном варианте с одностворчатой передней дверью, открываемой вручную. На этом опытном образце были установлены мягкие сидения на губчатой резине с обивкой павинолом.
Третий опытный образец ЛАЗ 695 был построен в октябре 1956 года - это был более доработанный вариант городского автобуса. Но как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородных поездок. Поэтому Осепчугов сразу же заложил еще две машины в унифицированный ряд моделей: туристскую ЛАЗ-697 и междугородную ЛАЗ-699.
Несмотря на определенные минусы, базовая модель выделялась среди других отечественных автобусов. Тонкие оконные стойки кузова, изящные рамки окон со сдвигающимися форточками, встроенные в радиусные скаты крыши гнутые стекла придавали автобусу легкий, "воздушный" вид.
ЛАЗ-695 опытный (1958 г.) | ЛАЗ-695 Львов серии 2 (1956 г.) |
ЛАЗ-695 серии 3 (1956 г.) | ЛАЗ-695 серии 7 (1957 г.) |
С конца 1957 г. машину модернизировали: усилено основание кузова, введен пневмопривод открывания дверей вместо механического, остекление скатов крыши сохранено только для туристской модификации. С 1958 г. вместо боковых заборников воздуха применен выведенный на заднюю часть крыши широкий раструб. Через него в моторный отсек поступал воздух, содержащий заметно меньше пыли. Такой машине дали индекс "695Б", и она выпускалась вплоть до 1964 г.
В 1958 году на ЛАЗе была проведена потребительская конференция, на которой обсуждались вопросы конструкции автобуса ЛАЗ-695, в результате чего было выдвинут ряд требований к модернизации автобусов. Прежде всего претензии были высказаны к жёсткости кузова, к узким дверным проёмам. Учитывая все эти пожелания, на заводе в ноябре 1958 года был изготовлен экспериментальный городской автобус ЛАЗ-695Б “Львов” с полностью измененной верхней частью кузова. Помимо больших лобовых стёкол и унифицированных пассажирских дверей на передней и задней площадке, автобус получил также большой маршрутный аншлаг, опытную пневматическую подвеску всех колёс, стабилизатор поперечной устойчивости и много других изменений. Несмотря на положительную оценку по итогам испытаний, в том числе и на московских городских маршрутах, этот автобус так и остался опытным, изготовленным в единственном экземпляре.
Как только ЗИЛ начал производство V-образного восьмицилиндрового (5966 см3, 150 л. с.) двигателя, однодискового сцепления и новой пятиступенчатой коробки передач, встал вопрос о комплектации ими автобусов ЛАЗ. Такая машина под индексом ЛАЗ-695Е изготовлялась с 1961 по 1970 г. Ее снаряженная масса - 6330 кг, а наибольшая скорость -75 км/ч.
ЛАЗ совместно с лабораторией автоматических трансмиссий НАМИ начал разработку гидромеханической трансмиссии для городского автобуса. В итоге с 1965 г. появилась возможность оснащать такой передачей (гидротрансформатор и двухступенчатая коробка передач) городские машины ЛАЗ-695Ж (выпускались отдельными партиями до 1970 г.).
Комплекс нововведений, реализованных в 1969 г., позволил серьезно усовершенствовать базовую модель, которая стала называться ЛАЗ-695М. Он предусматривал установку на машину более высоких оконных стекол с соответствующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Автобус обрел гидроусилитель руля, задний мост "Раба" с планетарными редукторами в ступицах колес, новые воздухозаборники позади заднего бокового окна.
Получив с 1973 г. новую переднюю панель кузова с более высокими лобовыми стеклами, ЛАЗ-695 стал называться ЛАЗ-695Н.
К московской Олимпиаде разработали модификацию ЛАЗ-695Р, которая затем производилась и на экспорт. Внешне эти автобусы отличались двухстворчатыми дверями вместо четырехстворчатых, у которых изменился и механизм привода. Кроме того, эти автобусы имели несколько инные сиденья и ряд мелких усовершенствований в конструкции, которые в 80-х годах перешли и к ЛАЗ-695Н.
Модель, постоянно модернизируясь, продержалась на заводском конвейере 46 лет, тем самым поставив абсолютный рекорд по продолжительности производства одной модели автобуса на одном заводе!
В 1993 году на ЛАЗе в экспериментальном порядке пытались устанавливать на автобус ЛАЗ-695 дизельные двигатели Д-6112 и дизель 494Л харьковского производства. В том же 1993 году Днепропетровским объединением "ДнепроЛАЗавтосервис" автобусы ЛАЗ-695Н стали оборудоваться дизельными двигателями харьковского завода "Серп и Молот" СМД-2307. Также была разработата и стала производиться серийно с 1995 года дизельная модификация автобуса, оснащённого дизелем Д-245.9 минского моторного завода - ЛАЗ-695Д, получившая имя "Дана". Она выпускалась серийно на Львовском автобусном заводе до 2002 года и с 2003 года выпускается на Днепродзержинском автомобильном заводе (ДАЗ).
В 1996 году проект дизельного автобуса был существенно переработан, в результате чего появился автобус ЛАЗ-695Д11 "Таня". От предыдущей модели автобус "Таня" отличался распашными дверьми в переднем и заднем свесе и установленными мягкими сидениями в салоне. Модификация ЛАЗ-695Д11 "Таня" производилась серийно небольшими партиями.
Вся технологическая документация была передана на Днепродзержинский автомобильный завод, где мелкосерийная сборка автобусов ЛАЗ-695Н продолжается по сей день. Днепродзержинские автобусы ЛАЗ-695Н отличаются от львовских отсутствием двери водителя, цельнотянутыми бортами без молдинга и желтым цветом поручней в салоне.
ЛАЗ-695 серии 9 (1957 г.) | ЛАЗ-695 в музее МосГорТранса |
ЛАЗ-695 | ЛАЗ-695Н опытный |
| ЛАЗ-695\695Б\695Е | 695М\695Н\695Д |
Годы выпуска | 1956-1958\1957-1964\1964-1970 | 1970-1976\1973-2002\1995-2002 |
Габариты, мм | 9220 х 2500 х 3050 | 9220 х 2500 х 3050 |
Колёсная база, мм | 4190 | 4190 |
Кол-во циллиндров | 6 \ 8 | 8 |
Обьём двигателя, л | (ЗИЛ-124\158Л\ЗиЛ130Я2) / 5,966 | 5,966 (ЗИЛ-130Я2Н) |
Масса снаряж. \ полн., кг | 5974 \ 6330(загруж.) | 6800 \ 11200 |
Мест для сидения \ всего | 34 \ 60 | 34 \ 60 |
КПП | | 5-ступ. |
Мощность двигателя, л. с. \об.м. | 109 / 150 | 150 \ 3200 |
Максимальная скорость, км/ч | 65 \ 75 | 75 (80) |
Привод | задний | задний |
Система питания | карбюратор | карбюратор |
Тормозная система | пневматическая | пневматическая, двухконтурная |
Подвеска передн. \ задн. | зависимая рессорно-пружинная | рессорно-пружинная c амортизаторами/ на полуэллиптических рессорах |
Динамика разгона 0-100 км/ч, с | | |
Расход топлива на 100 км, л | | 41 |
Модельный ряд «ЛАЗ»:Городские среднеразмерные: ЛАЗ – 695, ЛАЗ-4202
Туристические: ЛАЗ-697, ЛАЗ-698
Городские большие: ЛАЗ-360, ЛАЗ-696 / 698, ЛАЗ – 5252, ЛАЗ А-183, 191, 292
Троллейбусы: БТЛ-62 / ЛАЗ-695Т / ЛАЗ-52522 / ЛАЗ-Е183