ЛАЗ - 695 - Энциклопедия советского автомобилестроения
ЛАЗ - 695

 
Производитель:ЛАЗ
Модель \ семейство: ЛАЗ-695 «Львов»
Модификации: 695, 695Б, 695Е, 695Ж, 695М, 695Н, 695Д
Годы на конвейере: 1956-2002
Описание: первый городской автобус ЛАЗ  

   ЛАЗ-695 стал первенцем Львовского автобусного завода.
   Первый опытный образец автобуса "Львов" с расположенным сзади двигателем ЗиЛ-124, двухдисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач, позаимствованных у автобуса ЗиЛ-158, был изготовлен 12 февраля 1956 года и получил индекс ЛАЗ-695. Изначально на первом автобусе не было боковых молдингов и задняя дверь была двухстворчатой. Молдинги и четырехстворчатая дверь появились на автобусе в том же 1956 году в процессе доводки конструкции. Число мест для сидения - 27. На автобусе был установлен двигатель ЗИЛ-158Л мощностью 109 л.с.
 Второй образец автобуса ЛАЗ-695 был построен в июне 1956 года в пригородном варианте с одностворчатой передней дверью, открываемой вручную. На этом опытном образце были установлены мягкие сидения на губчатой резине с обивкой павинолом. 
    Третий опытный образец ЛАЗ 695 был построен в октябре 1956 года - это был более доработанный вариант городского автобуса. Но как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородных поездок. Поэтому Осепчугов сразу же заложил еще две машины в унифицированный ряд моделей: туристскую ЛАЗ-697 и междугородную ЛАЗ-699.
   Несмотря на определенные минусы, базовая модель выделялась среди других отечественных автобусов. Тонкие оконные стойки кузова, изящные рамки окон со сдвигающимися форточками, встроенные в радиусные скаты крыши гнутые стекла придавали автобусу легкий, "воздушный" вид.
 
ЛАЗ-695 опытный
ЛАЗ-695 опытный (1958 г.)
 
ЛАЗ-695 Львов серии 2 (1956 г.)
ЛАЗ-695 опытный
ЛАЗ-695 серии 3 (1956 г.)
 
ЛАЗ-695 серии 7 (1957 г.)

   С конца 1957 г. машину модернизировали: усилено основание кузова, введен пневмопривод открывания дверей вместо механического, остекление скатов крыши сохранено только для туристской модификации. С 1958 г. вместо боковых заборников воздуха применен выведенный на заднюю часть крыши широкий раструб. Через него в моторный отсек поступал воздух, содержащий заметно меньше пыли. Такой машине дали индекс "695Б", и она выпускалась вплоть до 1964 г. 
    В 1958 году на ЛАЗе была проведена потребительская конференция, на которой обсуждались вопросы конструкции автобуса ЛАЗ-695, в результате чего было выдвинут ряд требований к модернизации автобусов. Прежде всего претензии были высказаны к жёсткости кузова, к узким дверным проёмам. Учитывая все эти пожелания, на заводе в ноябре 1958 года был изготовлен экспериментальный городской автобус ЛАЗ-695Б “Львов” с полностью измененной верхней частью кузова. Помимо больших лобовых стёкол и унифицированных пассажирских дверей на передней и задней площадке, автобус получил также большой маршрутный аншлаг, опытную пневматическую подвеску всех колёс, стабилизатор поперечной устойчивости и много других изменений. Несмотря на положительную оценку по итогам испытаний, в том числе и на московских городских маршрутах, этот автобус так и остался опытным, изготовленным в единственном экземпляре. 
    Как только ЗИЛ начал производство V-образного восьмицилиндрового (5966 см3, 150 л. с.) двигателя, однодискового сцепления и новой пятиступенчатой коробки передач, встал вопрос о комплектации ими автобусов ЛАЗ. Такая машина под индексом ЛАЗ-695Е изготовлялась с 1961 по 1970 г. Ее снаряженная масса - 6330 кг, а наибольшая скорость -75 км/ч.
   ЛАЗ совместно с лабораторией автоматических трансмиссий НАМИ начал разработку гидромеханической трансмиссии для городского автобуса. В итоге с 1965 г. появилась возможность оснащать такой передачей (гидротрансформатор и двухступенчатая коробка передач) городские машины ЛАЗ-695Ж (выпускались отдельными партиями до 1970 г.).
   Комплекс нововведений, реализованных в 1969 г., позволил серьезно усовершенствовать базовую модель, которая стала называться ЛАЗ-695М. Он предусматривал установку на машину более высоких оконных стекол с соответствующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Автобус обрел гидроусилитель руля, задний мост "Раба" с планетарными редукторами в ступицах колес, новые воздухозаборники позади заднего бокового окна.
   Получив с 1973 г. новую переднюю панель кузова с более высокими лобовыми стеклами, ЛАЗ-695 стал называться ЛАЗ-695Н.
   К московской Олимпиаде разработали модификацию ЛАЗ-695Р, которая затем производилась и на экспорт. Внешне эти автобусы отличались двухстворчатыми дверями вместо четырехстворчатых, у которых изменился и механизм привода. Кроме того, эти автобусы имели несколько инные сиденья и ряд мелких усовершенствований в конструкции, которые в 80-х годах перешли и к ЛАЗ-695Н.
   Модель, постоянно модернизируясь, продержалась на заводском конвейере 46 лет, тем самым поставив абсолютный рекорд по продолжительности производства одной модели автобуса на одном заводе!
   В 1993 году на ЛАЗе в экспериментальном порядке пытались устанавливать на автобус ЛАЗ-695 дизельные двигатели Д-6112 и дизель 494Л харьковского производства. В том же 1993 году Днепропетровским объединением "ДнепроЛАЗавтосервис" автобусы ЛАЗ-695Н стали оборудоваться дизельными двигателями харьковского завода "Серп и Молот" СМД-2307. Также была разработата и стала производиться серийно с 1995 года дизельная модификация автобуса, оснащённого дизелем Д-245.9 минского моторного завода - ЛАЗ-695Д, получившая имя "Дана". Она выпускалась серийно на Львовском автобусном заводе до 2002 года и с 2003 года выпускается на Днепродзержинском автомобильном заводе (ДАЗ).
   В 1996 году проект дизельного автобуса был существенно переработан, в результате чего появился автобус ЛАЗ-695Д11 "Таня". От предыдущей модели автобус "Таня" отличался распашными дверьми в переднем и заднем свесе и установленными мягкими сидениями в салоне. Модификация ЛАЗ-695Д11 "Таня" производилась серийно небольшими партиями.
   Вся технологическая документация была передана на Днепродзержинский автомобильный завод, где мелкосерийная сборка автобусов ЛАЗ-695Н продолжается по сей день. Днепродзержинские автобусы ЛАЗ-695Н отличаются от львовских отсутствием двери водителя, цельнотянутыми бортами без молдинга и желтым цветом поручней в салоне.

ЛАЗ-695 серии 9 (1957 г.)
ЛАЗ-695 в музее МосГорТранса
ЛАЗ-695
ЛАЗ-695Н опытный
 

 

ЛАЗ-695\695Б\695Е

695М\695Н\695Д

Годы выпуска

1956-1958\1957-1964\1964-1970

1970-1976\1973-2002\1995-2002

Габариты, мм

9220 х 2500 х 3050

9220 х 2500 х 3050

Колёсная база, мм

4190

4190

Кол-во циллиндров

6 \ 8

8

Обьём двигателя, л

(ЗИЛ-124\158Л\ЗиЛ130Я2) / 5,966

5,966 (ЗИЛ-130Я2Н)

Масса снаряж. \ полн., кг

5974 \ 6330(загруж.)

6800 \ 11200

Мест для сидения \ всего

34 \ 60

34 \ 60

КПП

 

5-ступ.

Мощность двигателя, л. с. \об.м.

109 / 150

150 \ 3200

Максимальная скорость, км/ч

65 \ 75

75 (80)

Привод

задний

задний

Система питания 

карбюратор

карбюратор

Тормозная система 

пневматическая

пневматическая, двухконтурная

Подвеска передн. \ задн.

зависимая рессорно-пружинная

рессорно-пружинная c амортизаторами/ на полуэллиптических рессорах

Динамика разгона 0-100 км/ч, с

 

 

Расход топлива на 100 км, л

 

41


Модельный ряд
«ЛАЗ»:

Городские среднеразмерные: ЛАЗ – 695, ЛАЗ-4202

Туристические: ЛАЗ-697, ЛАЗ-698

Малый класс: ЛАЗ-3202 / А073

Городские большие: ЛАЗ-360,  ЛАЗ-696 / 698, ЛАЗ – 5252, ЛАЗ А-183, 191, 292

Троллейбусы: БТЛ-62 / ЛАЗ-695Т / ЛАЗ-52522 / ЛАЗ-Е183