Энциклопедия советского автомобилестроения - Каталог статей www.avto.at.ua

Белорусский автомобильный завод



Полное название: Белорусский автомобильный завод
Другие названия: завод торфяного машиностроения , завод дорожных и мелиоративных машин  "Дормаш"
Страна: СССР, Беларусь
Адрес: г. Жодино, Минская область 
Существование: 1958 г. - наши дни

   Гордость бывшего СССР, Белорусский автомобильный завод расположен в городе Жодино Минской области на площади 116 га. Когда-то в его 24-х цехах работали 12 тыс. человек, которые собирали до 5.3 тыс. автомобилей в год . 
   
   А началось всё в 1948 году, когда около железнодорожной станции Жодино было начато строительство завода торфяного машиностроения. Уже в 1951 году завод торфяного машиностроения переименовали в завод дорожных и мелиоративных машин "Дормаш".

   В1958 году на предприятии, переименованом в "Белорусский автомобильный завод"  выпущен первый 25-тонный самосвал МАЗ-525 – 25-тонного аналога самосвала МАЗ-525, до этого выпускавшегося в Минске..

   В 1960 году главным конструктором завода назначили Золя Львовича Сироткина, который вместе с коллегами в свободное от основной работы время спроектировал 27-тонный БелАЗ-540 – тот самый, который долгое время был визиткой предприятия и гордостью всего тяжелого машиностроения. 

   Серийный 120-тонник, БелАЗ-7519, появился позже и впоследствии стал «топовой» моделью. Прошло не так много времени, и жодинцы замахнулись на машину грузоподъемностью 180 тонн, причем полностью из отечественных комплектующих. 

 Первая самостоятельно разработанная модель — 27-тонный БелАЗ-540 — появилась в 1961 году. 

   В 1978 году завод приступил к серийному производству самосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 тонн - базового самосвала класса грузоподъемности 110-120 тонн. Начат выпуск аэродромных тягвчей для буксировки самолетов с взлетным весом 100 и 200 тонн.

   В 1981 году появился БелАЗ-7521, и всего через два года он уже трудился в объединении «Якутуголь». Безоблачная жизнь заводчан закончилась в эпоху перестройки. И если бы не старая гвардия, отдавшая заводу всю свою энергию, как знать, что выпускал бы сейчас этот гигант – молотки да «буржуйки», чугунные котелки да сковородки... Но обошлось. 

   В 1983 году было начато серийное производство самосвала БелАЗ-75211 грузоподъемностью 170 тонн - базового самосвала класса грузоподъемности 170 - 200 тонн. 

   В 1990 глду выпущен самый большой в истории Белорусского автомобильного завода самосвал грузоподъмностью 280 тонн. В 1994 году на предприятии приступили к выпуску самосвала БелАЗ-7555 грузоподъемностью 55 тонн - головной модели нового семейства самосвалов.

   На БелАЗе успешно реализуется один из крупнейших на территории СНГ инвестиционных проектов. Завершено два из трёх запланированных этапов технического перевооружения производства. Для этого были заключены договоры и соглашения на поставку оборудования с чешской фирмой «ALTA» и Чешским Экспортным Банком. Из эксплуатации было выведено 435 единиц устаревшего оборудования, введено свыше 300 единиц нового оборудования на сумму более $90 млн. В результате показатель износа технологического оборудования снизился с 89 до 59 %. На предприятии продолжают обновление и создание высокотехнологичных производственных мощностей. В 2006 году завершится реконструкция литейного производства на Могилевском автомобильном заводе, входящем в состав БелАЗа. Система качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании карьерных самосвалов соответствует требованиям Международных стандартов серии ИСО 9000.

   В 1996 году на предприятии приступили к выпуску самосвала БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн - головной модели нового семейства самосвалов с электромеханической трансмиссией.

В период с 2005 по 2008 завод ежегодно увеличивал темпы своего производства на 25-30%. Сегодня этот показатель составляет несколько тысяч автомобилей. В модельный же ряд предприятия входят самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 320 тонн, тракторы, аэродромные тягачи и другая техника специального назначения.

   ПО «БелАЗ» —один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. На предприятии выпускаются карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 360 тонн, техника для обеспечения производственного цикла в карьерах, машины для подземных работ, колесные  бульдозеры,  аэродромные тягачи, фронтальные погрузчики, манипуляторы, поливооросительные машины, тягачи-эвакуаторы.

«БелАЗ» является экспортоориентированным предприятием: более 70 % продукции реализуется в России. Заводу принадлежит около 30 % мирового рынка карьерных самосвалов. Он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.
За более чем полувековую историю предприятия здесь выпущено свыше 130 тысяч единиц карьерной техники. БелАЗы  работают почти в 50 странах мира. 


   В настоящее время завод выпускает карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 тонн, а также технику для обслуживания карьеров: фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры и манипуляторы, поливооросительные машины, тягачи-эвакуаторы.  Сейчас на работает  7.3 тыс. человек, которые выпускают около 1 тыс. карьерных самосвалов в год. 


Источники раздела: http://www.autolabs.ru, wikipedia, http://belaz.minsk.by, gruz-inform.interdalnoboy.com,  www.avtomash.ru, http://www.autowp.ru

Категория: Белорусский автомобильный завод | Добавил: avto (09.11.2010)
Просмотров: 14800