МАЗ-101, 103, 104

  Производитель: МАЗ
  Модель \ семейство: 103
  Модификации: 101, 103, 103Т, 103С, 104, 104C
  Годы на конвейере: -
  Описание: первые белорусские автобусы

   История белорусских автобусов берет  свое начало в 1992 г.,  когда на Минском автомобильном заводе был создан филиал "АМАЗ"  (Автобусы Минского Автомобильного завода). На АМАЗе было принято решение  приобрести лицензию на производство автобусов у одной из европейских компаний.  Выбор остановился на немецкой фирме Gottlob Auwarter. Уже 15 июня 1992 г. было заключено  лицензионное соглашение между компаниями. Оно предусматривало передачу права на  владение технологией изготовления кузова и внешнего вида городской модели  Neoplan-4014 и туристической 316SHD. Два этих автобуса были переданы АМАЗу как  прототипы.
   В 1993 году появился первый  белорусский автобус, получивший индекс МАЗ-101. Он напоминал немецкий прототип,  но узлы и агрегаты, двигатель, рулевое управление и подвеска были  отечественного производства. В течение 3 лет велась разработка собственной  модели полунизкопольного городского автобуса, и в 1996 году был выпущен первый  автобус МАЗ-103. Внешне конструкция этой машины почти полностью повторяет  МАЗ-101, но имеет более высокий (на ~80 мм) пол в задней части салона, а также  позволяет использовать абсолютно любой двигатель.

Существует пять базовых модификаций  автобуса: 

  • МАЗ-103-002 с двигателем ММЗ-Д260.5-27, КПП  Praga 5PS 114
  •  
  • МАЗ-103-041 с двигателем Renault MIDR  06.02.26Y41, КПП Praga 5PS 114
  •  
  • МАЗ-103-060 с двигателем Mercedes Benz, АКПП Voith "DIVA"
  •  
  • МАЗ-103-061 с двигателем Mercedes Benz, КПП Praga 5PS 114
  •  
  • МАЗ-103-075 с двигателем Deutz BF6M1013EC, КПП Voith "DIVA" 851.2

   Также существует модификация  МАЗ-103С с двумя дверьми для пригородных и экспрессных перевозок.

МАЗ-103
МАЗ-103
МАЗ-103
МАЗ-103
МАЗ-104
МАЗ-104
МАЗ-104С
МАЗ-104С

   МАЗ-104 — городской автобус,  выпускался на МАЗ в 1996-2007 годах. Автобус разрабатывался как более дешёвая и  неприхотливая версия МАЗ-103. Для достижения поставленных целей разработчики  использовали двигатель ЯМЗ-236(НЕ) и унифицировали другие узлы автобуса с  грузовыми автомобилями МАЗ, однако при этом пришлось отказаться он низкопольной  конструкции. Двигатель расположен в заднем свесе.
  Выпускалась также пригородная версия  автобуса - МАЗ-104С, которая отличалась отсутствием задней двери и увеличенным  количеством сидячих мест.                                                               

 
МАЗ-103, 103Т
МАЗ-104, 104C 
Годы выпуска   
1996-200х
1996-2007 
Габариты, мм
-
-
Колёсная база, мм    
 
 
Кол-во цилиндров      
R
R
Объём двигателя, л
7,12 (ММЗ Д260.5), ДK-211 БM
7,12 (ЯМЗ-236М2), ЯМЗ-236НЕ 
Масса снаряж. \ полн., кг
18000
18000
КПП
6 (МАЗ-306)
6 (ЯМЗ-236П), ЯMЗ-236Л 
Мощность двигателя,  л. с. \об.м. 
230, 103Т - 170 кВт
180, 230
Максимальный крутящий момент, Нм
900
667, 950 
Колёсная формула 
4х2
4х2
Мест для сидения \ всего 
21 \ 100 (123), 25 \100
21 \ 100 (123), 33-45 
Подвеска передняя \ задняя 
пневматическая, независимая \ 
пневматическая, зависимая, 
жесткая балка
Пневматическая, зависимая 
Максимальная скорость, км/ч    
70, 70
85, 95
Тормозная система     
АБС
АБС
Расход топлива на 100 км, л    
25
25


Модельный ряд МАЗ:
МАЗ-200, МАЗ-525 \ МАЗ-530, МАЗ-535 / МАЗ-537, МАЗ-500
МАЗ-5432, 5433, 5516, МАЗ-6422, 6303, МАЗ-4370
МАЗ-101, 103, 104, МАЗ-105, МАЗ-152 "Вазола", МАЗ-203, 206