МАЗ-535 / МАЗ-537
Модель \ семейство: МАЗ-535, МАЗ-537
Модификации: 535А, 535В
Годы на конвейере: 1958-1964, 1960-1964
Описание: армейские седельные тягачи
Задачей минскому СКБ было поставлено создание артиллерийского тягача. Заказчик требовал колесную формулу 8х8, полуметровый дорожный просвет, способность преодолевать подъемы до 30°, броды - до 1,3 метра, серьезный запас хода по топливу. Уже в 1956 году из ворот экспериментального цеха выезжает первая опытная машина СКБ, необычный для того времени автомобиль-тягач МАЗ-535, а с 1958 года начинается выпуск доработанного бортового МАЗ-535А.
Автомобиль имел восемь ведущих колес, объединенных в две тележки - переднюю и заднюю. Колеса первой и второй осей на передней тележке - управляемые, с шарнирами неравных угловых скоростей. Рулевой механизм - двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем поршневого типа, со встроенным распределителем. Подвеска тележек - независимая, индивидуальная, на продольных торсионах и поперечных рычагах. Амортизаторы - гидравлические, телескопические, двухстороннего действия, на каждом колесе переднего и заднего мостов.
В войсках МАЗ-535А был задействован только на транспортных функциях - вооружение на него не устанавливалось. За дополнительную большую фару по центру кабины, которая служила для инфракрасной подсветки водительского прибора ночного видения, в Советской Армии эти машины часто называли "циклопами".
Кроме того, с 1959 по 1963 год ПСКТ выпускало седельный тягач МАЗ-535В.
В 1960 году на базе МАЗ-535А был разработан седельный тягач МАЗ-537. Основным отличием являлся новый двигатель повышенной мощности Д12А-525. Значительно возросла грузоподъемность и динамические характеристики тягача. Была увеличена база, взамен 16-слойных шин с регулиремым давлением воздуха автомобиль получил 24-слойные шины с постоянным давлением (4,5 кг/см2), была изменена форма вентиляционных люков на моторном отсеке. На МАЗ-537 отсутствовали лебедка и коробка отбора мощности, которые позднее устанавливалась на его модификациях.
МАЗ-535 | МАЗ-537 |
МАЗ-537 | МАЗ-537 |
После перехода ПСКТ (производством специальных колесных тягачей) на выпуск семейства автомобилей МАЗ-543, производство седельных тягачей МАЗ-537 в 1963 году было передано на КЗКТ, где они выпускались до 1990 года, пока их не заменили более совершенные тягачи КЗКТ-7428.
Модификации КЗКТ:
МАЗ-537 - седельный тягач. Масса буксируемого полуприцепа - 65 т.
МАЗ-537Е - сдельный тягач, оборудованный генератором переменного тока, предназначенный для буксировки активного полуприцепа полной массой 65 т.
МАЗ-537А - тягач с бортовой платформой.
МАЗ-537К - автомобиль с установленным на нем крановым оборудованием.
МАЗ-537Л - специальный балластный тягач с двигателем ЯМЗ-240НМ-1Б (500 л.с.) и штатным металлическим балластом (16 т).
МАЗ-537Р - тягач-лесовоз (трубовоз) с установленым редуктором отбора мощности.
Модельный ряд МАЗ:
МАЗ-200,
МАЗ-525 \ МАЗ-530,
МАЗ-535 / МАЗ-537,
МАЗ-500
МАЗ-5432, 5433, 5516,
МАЗ-6422, 6303,
МАЗ-4370