МАЗ-525 \ МАЗ-530
Производитель: МАЗ
Модель \ семейство: МАЗ-530
Модификации:
Годы на конвейере: 1957-1963
Описание: карьерный самосвал
«...Широкая механизация трудоемких земляных и горных работ на великих стройках коммунизма потребовала создания мощного автосамосвала, обеспечивающего наиболее рентабельные грузовики строительных материалов в больших объемах...»
Шеститонные автосомосвалы МАЗ-205 и десятитонные ЯАЗ-210 для этого не годились, поэтому но Ярославском автозаводе были разработаны эскизные проекты новых карьерных самосвалов МАЗ-525 и седельного тягача на его базе, а поскольку производственных мощностей для их освоения на ЯАЗе не имелось, то Министерство автомобильной промышленности издало приказ об освоении новых машин на только что построенном Минском автозаводе.
Сначала предполагалось устанавливать на машину два двигателя ЯАЗ-206, однако не удалось добиться синхронности их работы, поэтому от этой идеи отказались в пользу дефорсированного танкового двигателя В-2, получившего обозначение «Д-12А» мощностью 300 л.с, установленного перед кабиной но кронштейнах, прикрепленных к раме. Он имел газораспределительный механизм, расположенный в головках цилиндров, - в каждой находилось двенадцать впускных и двенадцать выпускных клапанов, два распредвала и привод к ним.
Первый МАЗ-525 вышел из ворот Минского автозавода 17 сентября 1950 года, машина имела полукруглую облицовку радиатора, посередине которой красовалась литая стилизованная фигурка зубра, а также поручни по бокам, облегчающие посадку в кабину. Первым серьезным испытанием для минских богатырей стало строительство Волго-Донского канала. На волжских берегах они выдержали строгий экзамен, где 525-х было перевезено до 30 процентов всех сыпучих грузов. Однако испытания на Волго-Доне выявили и множество недостатков, для устранения которых на место командировались автозаводцы: инженеры, шоферы-испытатели, техники, слесари.
Очень много 525-х трудились но возведении Асуанской плотины в Египте, они работали на рудниках в Монголии, Словакии, Финляндии и других стран. Но расширение производства и подготовка к выпуску новых грузовиков семейства МАЗ-500 не оставляли места для строительства в Красном Урочище карьерных гигантов.
МАЗ-525 | |
МАЗ-525 | МАЗ-525 проба на электротяге |
МАЗ-525 | МАЗ-530 |
Второго марта 1957 года первый опытный МАЗ-530 отправился в испытательный пробег, а в мае машину поставили перед достроенным павильоном «Машиностроение» на ВСХВ.
Результатом поисков конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — «Гран-при».
МАЗ-530 имел два задних ведущих моста, установленных на балансирной подвеске, состоящей из двух спаренных продольных полуэллиптических рессор, которые в средней части шарнирно прикреплялись к раме. Передняя подвеско была выполнена но двух поперечных полуэллиптических рессорах, шарнирно установленных в передней части рамы, что допускало свободное качание переднего моста. Рама представляла продольную балку коробчатого сечения, сваренную из листовой низколегированной стали.
В 1960 году производство МАЗ-530 было передано на БелАЗ. Всего выпущено три десятка экземпляров этого автомобиля. При этом, вследствие "штучной работы" двух полностью одинаковых машин было немного.
Модельный ряд МАЗ:
МАЗ-200,
МАЗ-525 \ МАЗ-530,
МАЗ-535 / МАЗ-537,
МАЗ-500
МАЗ-5432, 5433, 5516,
МАЗ-6422, 6303,
МАЗ-4370,