АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16

Производитель: АМО, ЗИС
Модель \ семейство: -
Модификации: АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16
Годы на конвейере: 1922 – 193х
Описание: довоенные автобусы АМО и ЗИС

   В 1922 г. на московском автозаводе АМО организовали кузовной цех начавший изготавливать автобусы, его возглавил И.Ф. Герман. Под его руководством спроектировали открытый автобусный кузов, монтируемый на восстанавливаемые шасси американских грузовиков "Уайт". Всего сделали 40 таких машин.
   После открытия автобусного движения в Москве в 1924 г. требовалось регулярно пополнять московский автобусный парк, поэтому Герману поручили спроектировать автобусный кузов для шасси грузовика АМО-Ф-15. К первой партии новых машин было немало претензий, но после устранения ряда недоработок их выпуск продолжили небольшими партиями. Всего же за шесть лет сделали 192 экземпляра. Впрочем, для эксплуатации на маршрутах больших городов они все равно не годились - из-за малой вместимости.
   В 1932 году начали изготавливать более прочное и длинное, чем у АМО-Ф-15, специальное автобусное шасси АМО-4. На его основе освоили изготовление автобусов с обыкновенными кузовами, получивших маркировку - АМО-4 и АМО-4-Люкс.
   Автобусы с обыкновенными кузовами были короче «люксов», в их салонах располагалось 21 пассажирское сидение, обитое дерматином, причем 11 пассажиров сидели по ходу движения, а 10 - боком к нему. Переднюю дверь открывал водитель поворотом рукоятки, а двухстворчатую заднюю - кондуктор. В задней стенке имелось прямоугольное окно.
   Кузов АМО-4-Люкс был более обтекаемой формы, и салон сделали несколько просторнее за счет удлинения заднего свеса. Поэтому пассажиры в нем чувствовали себя свободнее, к тому же, все они ехали лицом вперед. Сидения в таких машинах обивали натуральной кожей и прошивали вертикальными швами. Единственную дверь шофер открывал аналогичным образом. Заднюю же стенку автобуса украсили элегантным овальным стеклом. 

АМО-4
автобус АМО-4
ЗиС-8
автобус ЗиС-8 ("Мосфильм")
ЗиС-8
автобус ЗиС-8
ЗиС-8
автобус ЗиС-8

   Вскоре завод разработал для того же шасси свой собственный вариант автобусного кузова, названный стандартным. В связи с переименованием завода позже автобусы AMО-4 стали обозначать ЗИС-8, а используемое для них шасси - ЗИС-11.
   В автобусах ЗИС-8 постоянно совершенствовали все системы: управление, подрессоривание, кузов, двигатель, изменение освещения. Новые потолочные плафоны с лампами большей мощности и отражателями улучшили комфорт в салоне, а более яркие сигнальные фонари способствовали повышению безопасности движения в темное время суток.
   Кузов ЗИС-8 был деревянным с обшивкой из стального листа и изготовлялся в двух модификациях. У "стандарта", служившего для маршрутных перевозок, были две двери в правом борту и сиденья с дерматиновой обивкой. У "люкса", использовавшегося в качестве туристской и служебной машины, - одна правая дверь, сиденья с кожаной обивкой и иная планировка салона.
   Автобусы ЗИС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г. партия из 16 машин ушла в Турцию.
   В течение 1930 - 1932 гг. стандартные кузова установили на 79 удлиненных шасси грузовиков АМО-2, за 1931 - 1934 гг. сделали 258 аналогичных машин на основе АМО-3 и, наконец, с 1934 по 1936-й - изготовили 547 автобусов ЗИС-8 на шасси ЗИС-11. Всего же за семилетие (1930 - 1936) автозавод АМО-ЗИС выпустил 884 АМО-4 и ЗИС-8.
   В связи с реконструкцией "ЗИС" во второй половине 1936 года выпуск автобусов ЗИС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове - на - Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и Иркутске сами изготовляли автобусные кузова, монтируя их на шасси грузовиков. Такое производство имело стихийный характер и практически никем не контролировалось - как правило, изготавливаемые этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения.
   На 2-м авторемонтном заводе автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936-го г. было освоено производство автобусов АЛ-2 на шасси ЗИС-11. До начала Великой Отечественной войны на «Аремкузе», АТУЛе и в провинции сделали больше ЗИС-8, чем на выпускавшем их автозаводе.
   Специалисты Научного автотракторного института (НАТИ) на шасси ЗИС-8 отрабатывали идею замены бензина твердым или газообразным топливом (древесные чурки, уголь, газогенератор). Кузовной отдел НАТИ (ныне - НАМИ) в 1935 г. спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗИС-8.
   В 1934 году Московский автозавод выпустил автобус улучшенной конструкции ЗИС-12.
 
ЗиС-16
ЗиС-16
ЗиС-16
ЗиС-16 (1938 г.)

   После окончания реконструкции завода, на нём было возобновлено производство автобусов. В марте 1938 г. началось производство нового городского автобуса, получившего наименование ЗИС-16. Как и в случае с ЗИС-8, основу конструкции новой машины, главным образом, составлял грузовик ЗИС-5. Однако, вместо базового, в автобусе использовался новый форсированный 85-сильный двигатель ЗИС-16 – модификация двигателя ЗИС-5.
   Но даже модифицированный, двигатель не имел перспектив на дальнейшее развитие, и уже в послевоенный период ЗИСу пришлось взамен него ставить на производство совершенно новый двигатель.
   Летом 1941 г. в связи с начавшейся войной производство автобусов было свёрнуто. Большинство работавших в Москве ЗИС-8 и ЗИС-16 были сняты с городских маршрутов и мобилизовано в армию, либо переключено на обслуживание гостиниц и МПВО. Нехватка бензина заставила ввести на ряде линий движение на газогенераторном топливе. Такие эксперименты проводились перед войной, когда в 1939-40 гг. машины работали на светильном газе. Первая партия газогенераторных автобусов была выпущена на линию в конце августа 1942 г. Сзади к автобусу присоединялась колёсная тележка с газогенераторной установкой, из которой по шлангу в мотор поступал газ.
   С 1939 по 1945 г. был организован выпуск санитарной модификации ЗИС-16С, кузов которого предусматривал перевозку десяти лежачих больных и десяти – сидячих.
   В феврале 1945 г. начались работы по восстановлению автобусного хозяйства: проводился капитальный ремонт машин, возвращённых армией или находившихся в законсервированном состоянии в автобусных парках. В течение 1945 г. ЦАРМ и авторемонтные заводы Москвы провели капитальный ремонт 403 машин ЗИС-8 и ЗИС-16. Все газогенераторные двигатели были заменены на бензиновые.
   Последние автобусы ЗИС-16 в Москве были списаны в 1953 г. Ни один из автобусов не сохранился до наших дней, уцелели лишь отдельные фрагменты конструкции.
 

 

ЗИС - 8 ЗИС - 16
Годы выпуска -1936 -193
Габариты (Д/Ш/В), мм 7370 х 2300 х 2750 8490 х 2430 х 2820
Колёсная база, мм 4420 4970
Расп. и кол-во цилиндров 6R 6R
Система питания  карбюратор карбюратор
Рабочий объём двигателя, л 5,555 (ЗИС-5) 5,555 (ЗИС-16)
Масса снаряж. \ полн., кг 4200 / 5670 5100 / 13000
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. 73/2400 88/2700
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин.    
Число мест для сидения / всего 21+1 / 29 27+1 / 35
Коробка передач 4-ступ. Мех. 1-ступ. Мех.
Колесная формула, тип привода 4x2, задний 4x2, задний
Подвеска Рессорная зависимая Рессорная зависимая
Тормоза передние/задние    
Максимальная скорость, км/ч 60 65
Расход топлива
при 60 км/ч , л/100 км
33 37
Динамика разгона 0- 100 км/ч , с    

Модельный ряд “ЗиЛ:
Грузовики ФИАТ-15 Ter, АМО-Ф15, АМО-2, АМО-3, ЗИС-5, АМО-7, ЗИС-11, ЗИС-21, ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130,131, 133, 4331,5301
Автобусы АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16, ЗиС-154, ЗИС-155, ЗИС-127, ЗИЛ-158, ТУРБО НАМИ-053
Представительские ЗиС-101, ЗИС-110, ЗИС-115, ЗиЛ-111, 114, ЗиЛ-4104
Оборонные и пр. ЗиС-485, БТР-152, СКБ ЗиЛ