ЗИЛ-130 ( ЗИЛ-431410), 131
Производитель: ЗиЛ
Модель \ семейство: ЗиЛ-130 (431410)
Модификации: 130, 130-66, 130-76, 130-80, 130 А, 130 Б, 130 В,
Годы на конвейере: 1966-1994
Описание: один из наиболее массовых советских грузовых автомобилей
Конструкторы стали задумываться о замене базовой модели грузовика. Чтобы частично решить проблемы, была создана модернизированная версия "стопятидесятки" - "ЗИЛ-164", но "панацеей" не стал не то что "ЗИЛ-164", но даже улучшенный "ЗИЛ-164А". Нужна была принципиально новая машина.
После признания дальнейшего развития модели "165" нецелесообразным, в 1958 на ВСХВ были продемонстирован новый вариант автомобиля повышенной проходимости, полувшего индекс ЗИЛ-131 и кабину с "оперением" от гражданского (опытного на тот момент) ЗИЛ-130. Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль ЗИЛ-131, пущенный в серийное производство, получил простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора.
В 1953 году на ЗИСе развернули работы над опытным образцом нового базового грузовика "ЗИС-125" (по конструкторской документации - "ЗИС-150М"). Она-то и стала прообразом стотридцатки, появившимся на свет за десять лет до того, как "ЗИЛ-130" стал массовым.
"ЗИС-125" постоянно совершенствовался, и в 1956 году собрали его новую версию уже с другой внешностью и под индексом "ЗИЛ-130".
Для организации выпуска грузовика "ЗИЛ-130" была проделана огромная работа. Достаточно сказать, что только штампов было изготовлено около 3600 шт. И это не считая 10 тысяч различных приспособлений, более 37 тысяч наименований различного специализированного инструмента. Постановка на конвейер автомобилей "ЗИЛ-130" и V-образных двигателей к ним привели смежные отрасли к необходимости освоения в производстве высокооктанового топлива, новых сортов моторных масел, рабочих жидкостей, а также принципиально новых лакокрасочных и обивочных материалов, резинотехнических изделий и пластмасс.
Конструкция и технология производства "стотридцатки" привнесли в автомобильную отрасль СССР ряд приоритетов, о которых следовало бы упомянуть. С автомобилем "ЗИЛ-130" в отечественную автоиндустрию пришли: гидроусилитель рулевого управления, синхронизированная коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления, новая конструкция шарниров карданной передачи, трехместная кабина (предыдущие были двухместными), система обмыва ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и др.
В 1959 году были пройдены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131.
Первые 5 предсерийных "ЗИЛов-130" были изготовлены в 1962 году. Для опытной эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. "Почти серийные" автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась генеральная реконструкция завода.
Автомобили первых серийных партий поступили в автотранспортные предприятия Москвы, Тулы, Ялты, Ярославля и Душанбе. Почти всех поражало необычно красивое для грузовиков того времени внешнее оформление: панорамные ветровые стекла, капот аллигаторного типа, обтекаемые крылья с плавными обводами и выразительная светло-серая или белая решетка радиатора.
"Излечившись" от основных "детских болезней", среди которых значились частые отказы электрооборудования, слабые шарниры карданного вала и др., "ЗИЛ-130" получил государственный знак качества и набрал неплохой экспортный потенциал. Его продавали более чем в сорок стран мира, "третьего мира", конечно. По желанию заказчика машину оснащали экономичным английским дизелем Perkins, развивавшим 140 л.с.
Время шло, и машина, сколь бы удачной она ни была, нуждалась в модернизации. В 1972 году в ее конструкцию внесли ряд изменений, которые позволили увеличить грузоподъемность с 5 до 6 т. Позже в соответствии с требованиями стандарта по расположению наружных светотехнических приборов была изменена облицовка радиатора. После такого обновления машина в 1976 году получила обозначение "ЗИЛ-130-76".
В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
ЗиЛ-130 Б1 (седельный тягач) |
ЗиЛ-130 |
ЗиЛ-131 |
Следующая модернизация также оставила след в индексе модели. Она стала называться "ЗИЛ-130-80". После очередных нововведений 1986 года автомобилю присвоили новое, в соответствии с принятой в отрасли системой индексации, обозначение "ЗИЛ-431410". Несмотря на все ухищрения в ходе нескольких модернизаций, изначальная конструкция "ЗИЛ-130" уже не отвечала требованиям времени, тем более что с 1986 года ЗИЛ приступил к выпуску боле совершенных дизельных автомобилей "ЗИЛ-4331". Постепенно производство "ЗИЛ-130" на головном автозаводе в Москве начали сокращать.
С 16 сентября 1992 года "ЗИЛ-130" начали выпускать на филиале ЗИЛа - Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) в городе Новоуральске. Правда, эти машины были упрощенным вариантом "ЗИЛ-431410" с оперением, унифицированным с автомобилем "ЗИЛ-131Н". А в Москве последний представитель семейства "стотридцаток" с порядковым номером 3 388 312 сошел с конвейера АМО "ЗИЛ" 30 декабря 1994 года.
С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510 (ЗИЛ-130Г), ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-130В1), ЗИЛ-431810 (ЗИЛ-138), ЗИЛ-431610 (ЗИЛ-138А) и т. д.
ЗиЛ-130 стал первым грузовым автомобилем марки ЗИЛ, который штатно стали окрашивать в гражданские цвета (белый и голубой). До этого все зиловские грузовики окрашивались в цвет хаки для использования в военных целях.
Мытищинский машиностроительный завод с 1989 года выпускал на их базе самосвал ЗИЛ-ММЗ-4510, оснащенный металлической платформой с самосвальным механизмом, унифицированным во многих элементах с самосвалом ЗИЛ-ММЗ-4505.
Модификации ЗиЛ-130:
ЗиЛ-130-66 — модификация 1966 года.
ЗиЛ-130-76 — модификация 1976 года.
ЗиЛ-130-80 — модификация 1980 года.
ЗиЛ-130-80ГУ ЗиЛ-130 А\АН\АНШ
ЗиЛ-130 Б \Б2 \Б2Ш \Б2-76
ЗиЛ-130 В \ В1 тягач (1962-1994 г.г., колесная база уменьшена до 3300 мм)\ В1-76
ЗиЛ-130 Г с удлиненной базой \ Г1 \ Г1-76
ЗиЛ-130 ГУ с особо удлиненной базой (5600 мм) для перевозки длинномерных легковесных грузов \ ГУ-76
ЗиЛ-130 Д \ Д1 \ Д1Ш \ Д2
ЗиЛ-130 Е ЗиЛ-130 К \ КШ
ЗиЛ-130 Н
ЗиЛ-130 С - северный вариант \ С-76
ЗиЛ-130 Ш
ЗиЛ-ММЗ 130С \ 130П
ЗиЛ-138 А — газобаллоный вариант\ 138 В1
ЗиЛ-130 |
опытный ЗиЛ-130 |
опытный ЗиЛ-130 |
ЗиЛ-130 |
Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966г. по 1986 г. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента. Основной прицеп - СМЗ-8325 (армейский).
Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования.
С 1986 года выпускается модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Производство ЗИЛ-131Н непосредственно ЗИЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на УАМЗе, традиционно изготавливающем автомобили ЗИЛ, производство ЗИЛ-131Н продолжается.
За все время выпуска внешность ЗИЛ-131 практически не менялась.
ЗиЛ-130 | ЗиЛ-131, ЗИЛ-131Н | |
Годы выпуска | 1966-1994 | 1966-1986, 1986-1994 |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 6675 х 2500 х 2400 | 7040 x 2500 x 2480 (2975) |
Колёсная база, мм | 3800 | |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | V8/2 | V8 |
Тип двигателя (система питания) | карбюратор | карбюратор |
Рабочий объём двигателя, л | 5.969 | 6 |
Масса снаряж. \ полн., кг | 4300 | |
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. | 150/3200 | 150 |
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин. | 402/1800-2000 | |
Грузоподъёмность, кг | 6000 (+прицеп до 8000) | 5000 (по грунту 3500), прицепа- 5000\ 10 425 |
Коробка передач | мех., 5-ст. | |
Колесная формула, тип привода | 4х2, задний | 6х6, все ведущие |
Подвеска передн./задн. | завис. рессорн. | |
Тормоза передние/задние | бараб.\ бараб. | |
Максимальная скорость, км/ч | 90 | 80 |
Расход топлива при 60 км/ч , л/100 км |
29 | 15,5 |
Модельный ряд “ЗиЛ”:
Грузовики ФИАТ-15 Ter, АМО-Ф15, АМО-2, АМО-3, ЗИС-5, АМО-7, ЗИС-11, ЗИС-21, ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130,131, 133, 4331,5301
Автобусы АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16, ЗиС-154, ЗИС-155, ЗИС-127, ЗИЛ-158, ТУРБО НАМИ-053
Представительские ЗиС-101, ЗИС-110, ЗИС-115, ЗиЛ-111, 114, ЗиЛ-4104
Оборонные и пр. ЗиС-485, БТР-152, СКБ ЗиЛ