Внимание! Данный сайт устарел.
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!
СКБ ЗиЛ

Производитель: ЗиЛ
Модель \ семейство: -
Модификации: ЗИС-Э134, 485
Годы на конвейере: -
Описание: разработки СКБ ЗиЛ

   Летом 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации на московском (ЗИЛ) и минском (МАЗ) автозаводах специальных конструкторских бюро (СКБ), главной задачей которых являлось создание многоосных колесных машин для нужд Министерства обороны страны. В столице новое структурное подразделение возглавил Виталий Андреевич Грачев, назначенный главным конструктором СКБ.
   Общую компоновку изделия, которому присвоили индекс ЗИС-Э134, он же макетный образец № 1, предопределило его назначение. Необходимость сочетания прицепной системы и тягача, размещения груза на платформе и наблюдения за буксируемым объектом или прицепом во время движения обусловили выполнение требования переднего расположения двигателя и кабины.
   Ведущие мосты расположили равномерно, на расстоянии 1500 мм один от другого. Такая схема позволяла не только оптимально распределить весовые нагрузки на колеса, но также обеспечивала возможность преодоления рвов и окопов шириной до 1,5 м и движение по местности, насыщенной пнями, поваленными деревьями, крупными камнями.
   Мощность расположенного перед кабиной двигателя ЗИС-120ВК за счёт коренного изменения головки блока цилиндров, клапанного и газораспределительного механизмов была увеличена. Крутящий момент от двигателя к колесам передавался посредством последовательно соединенных гидротрансформатора, коробки передач, раздаточной коробки, передней и задней коробок отбора мощности, а также ведущих мостов.
   В отличие от других серийных и опытных полноприводных автомобилей пятиступенчатая коробка передач, заимствованная от грузовика ЗИС-150 была смещена к задней стенке кабины и водитель управлял ею с помощью сильно изогнутого наклоненного вперед рычага.
   Четырехосная схема вызвала необходимость сделать управляемыми колеса двух первых осей, а некоторое усложнение рулевого привода было оправдано тем, что минимальный радиус действия поворота по колее внешнего колеса не превышал 10,5 м. Установка на управляемых ведущих колесах шин низкого давления неизбежно приводила к увеличению площади их отпечатка, а вместе с ним силы сопротивления повороту. В схему рулевого управления ввели гидроусилитель руля, воздействующий на рулевые трапеции двух первых мостов.
   К лету 1955 г. комплект конструкторской документации был готов, а в течение июня - августа в экспериментальном цехе отдела главного конструктора (ОГК) построили опытный образец автомобиля. Еще некоторое время понадобилось для обкатки и незначительной доработки конструкции. Уже первые километры, пройденные по маршрутам испытательных трасс, дали основания говорить, что ЗИС-Э134 имеет неоспоримое превосходство в проходимости перед любым отечественным колесным автомобилем.
   Итоги зимних испытаний отчетливо показали, что в целом, проходимость ЗИС-Э134 по снежному бездорожью очень близка к проходимости существующих типов гусеничных тягачей и значительно лучше, чем у других колесных автомобилей. В преодолении заснеженных неровностей и валов ЗИС Э134 не уступал наиболее мощному тягачу АТТ и превосходил все остальные гусеничные транспортеры.
   Изготовленный макетный образец так и остался в единственном экземпляре, поскольку военное ведомство изменило требования к будущей машине. Теперь ее грузоподъемность должна была быть не менее 8 т, вес буксируемых артиллерийских орудий возрос вдвое. Чтобы удовлетворить желания заказчика, необходимо было создать новый, более мощный колесный транспортер, т. к. резервы ЗИС-Э134 были уже исчерпаны.
   Грузоподъёмность: 3 т независимо от типа грунта, Буксируемый прицеп: по шоссе с нагрузкой 3 т - 6 т, по грунту с нагрузкой 3 т - 5 т; Максимальная скорость: 65 км/час, по грунту 35 км/ч; Преодолеваемые препятствия: траншея 1,5 м, вертикальная стенка 0,6 м, подъём 35 град, боковой крен 25 град, брод 1 м.

ЗиС-Э134
ЗиС-Э134
ЗиЛ Б
ЗиЛ-Э167
опытный ЗиЛ-Э167 (6х6)
ЗиЛ-Э167 (6х6) на испытаниях

   Конструкция автомобиля ЗИС-485  аналогична конструкции американской амфибии GMC DUKW-353. Герметичный стальной корпус с откидным герметизируемым задним бортом установлен на лонжеронной раме. На ней же смонтирован двигатель мощностью 110 л.с. Ряд агрегатов заимствован у ЗиС-151. Колеса машины — односкатные, имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
   Для движения на плаву машине служил трехлопастный гребной винт диаметром 635мм, приводимый от трансмиссии. Водяной руль, связанный с рулевым управлением автомобиля, магнитный компас, сигнальные огни, якорь, трюмные водооткачивающие насосы составляли специальное оборудование этого автомобиля.
   В центральном отсеке находилась рубка для экипажа, состоявшего из водителя и его помощника. Здесь же располагались органы управления машиной и контрольные приборы. В этом отсеке имелся трюм, и размещалась передняя часть грузовой платформы. Пол рубки – деревянный, со съемными досками. Предусматривалась возможность обогрева рубки воздухом от системы охлаждения двигателя. В кормовом отсеке размещались топливные баки, привод водяного руля и грузовая платформа с откидным задним бортом.
   Скорость на суше 60 км/ч, на воде  - 10 км/ч. Рабочий объем двигателя - 5555 см³. Мощность 110 л.с.
   Грузовая платформа имела фанерный пол, уложенный на основание из стальных балок, сваренных с корпусом.
   Подвеска была зависимой. На ЗИС-485 она обеспечивала возможность двигаться по шоссе и грунтовым дорогам со средней скоростью соответственно 40 и 30 км/ч.
   Рулевое управление без гидроусилителя. Рулевой механизм для движения по суше – «глобоидальный червяк с трехгребневым роликом», а для движения по воде использовался балансирный водяной руль с тросовым приводом от рулевого управления автомобилем. Минимальный радиус поворота на суше составлял 11,25 м по колее переднего колеса, что было меньше допустимого (12 м).
   Автомобиль имел рабочий тормоз с барабанными механизмами на всех колесах и пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз – ленточный, с механическим приводом, устанавливался на раздаточной коробке.
   Колея передних и задних колес совпадала и составляла 1 620 мм. В отличие от ЗИС-151, ЗИС-485 имел односкатную ошиновку на всех колесах и равную колею (1620мм) для передних и задних колес. На автомобилях раннего выпуска воздух к шинам подводился снаружи, а в дальнейшем, на модификации БАВ-А – изнутри, через ступицы.
   Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В с «плюсом» на корпусе. В 1959 г. полярность электрооборудования изменили, что обеспечило возможность работы армейских радиостанций (при необходимости) от электрооборудования машины. Источниками электроэнергии были генератор постоянного тока Г15-Б мощностью 220 Вт и две 6-вольтовые аккумуляторные батареи 3-СТ-84, соединенные последовательно. Система зажигания двигателя батарейная.
   На сухом твердом грунте преодолевались с полной нагрузкой подъемы крутизной до 30°, рвы (канавы) шириной 0,75 м. Дорожный просвет в 280 мм позволял ей двигаться по довольно глубоким колеям. Запас хода по топливу, был большой – 510 км по шоссе, при норме расхода 47 л/100 км.
   Автомобиль имел габариты 9 540 х 2 485х 2 660 мм (по тенту) и массу с полной нагрузкой 9 650 кг, что позволяло ему свободно проезжать по деревянным мостам в сельской местности и легко вписываться в складки местности, маскироваться.
   Для удаления воды, попавшей в корпус через пробоины, имелась система водоотлива. Она состояла из двух центробежных насосов – трюмного и отсеков, коллектора водоотлива, системы трубопроводов и ручного (аварийного) насоса водоотлива. Трюмный насос и насос отсеков приводились в действие цепными передачами от промежуточного карданного вала привода гребного винта и имели производительность соответственно 300 и 150 л/мин при 3 000 мин-1.
   ЗИС-485 имел лонжеронную раму, водоизмещение обеспечивал герметичный стальной корпус, в котором было предусмотрено грузовое помещение с герметичным задним откидным бортом и лебедкой, которая служмла для погрузки-разгрузки.
   Машина использовалась в инженерных войсках в качестве переправочно-десантной и предназначалась для транспортировки стрелковых подразделений, легких артиллерийских систем, минометов, автомобильной и другой техники массой не более 2,5 т. Ее также называли БАВ (большой автомобиль водоплавающий). Грузоподъёмность 2500 кг.
   Вскоре после начала выпуска этого автомобиля была проведена его модернизация. Новый автомобиль ЗИЛ-485А базировался уже на узлах и агрегатах ЗИЛ-157. Внешние отличия от ЗИС-485 состояли в открытых арках колес и отсутствии внешней подкачки колес. Также у "485А" были усилены мосты, расширена на 130 мм колея.
    Колесная база переднего и среднего мостов – 3668 мм, задней тележки - 1120мм. Дорожный просвет - 285мм.
    Так же был изготовлен опытный вариант ЗИЛ-485Б, отличавшийся в основном агрегатами трансмиссии. В середине 50-ых годов ХХ века изготовили несколько опытных автомобилей.
    Серийно семейство ЗИС-485 выпускалось на ДАЗе, ЗИСе и БАЗе.

   Еще в 1960 году в СКБ ЗИЛ под управлением В.А. Грачёва на машинах ЗИЛ-135Е и ЗИЛ-135К применили кабину из стеклопластика. На следующий год ЗИЛ-135К с такой кабиной стали выпускать серийно на Брянском автомобильном заводе.
   Но микроавтобус «Старт» был первым пластмассовым автомобилем, который получил общественное признание. О секретных военных разработках СКБ ЗИЛ народу тогда было знать не положено, а проект МВТУ не получил широкой известности.
 
ЗИЛ-4906 "Синяя птица" (6х6)
ЗИЛ-49061"Синяя птица" (6х6)

   Наиболее интересными являются аварийно-спасательные амфибии "Синяя птица". Поисковые автомобильные комп­лексы разрабатывали по специальному заданию прави­тельства СССР - они применялись для обнаруже­ния посадочных модулей космических аппаратов.
   Предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнениях ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6х6) с бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 136-185 л.с, бортовой 10-ступенчатой трансмиссией, независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами, стеклопластиковыми кузовами, оборудованными радионавигационными приборами и средствами спасения.
   Полная масса машин - 9,6-11,8 т, максимальная скорость по шоссе - 75-80 км/ч, на плаву - 8-9 км/ч. 

 

ЗиС-Э134 ЗИЛ-485
Годы выпуска Небыл в серии -
Габариты (Д/Ш/В), мм   9533 х 2475 х 2635
Колёсная база, мм    
Располож. и кол-во цилиндров R6  
Система питания  карбюратор  
Рабочий объём двигателя, л 5,66  
Масса снаряж. \ полн., кг 10000  
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. 130 110
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин.    
Грузоподъёмность, кг 3000 2500
Колесная формула, тип привода 8x8  
Тормоза передние/задние    
Максимальная скорость, км/ч 65 60\10