ГРАЧЁВ Виталий Андреевич

ГРАЧЁВ Виталий Андреевич (1903-1978)

  Родился 23 января 1903 г. В Томске. Его отец – выходец из крестьян, был предпринимателем, мать работала врачом в земской больнице.
   Началом конструкторской биографии можно считать 1931 год, когда  молодого Виталия по мобилизации направили на Нижегородский автомобильный завод. К тому времени он окончил почти два курса Томского технологического института.
   Первой работой на НАЗе была переделка фордовской трёхоски под советские условия эксплуатации. Молодой конструктор проявил себя с лучшей стороны и  был замечен руководством.
   Следующей работой стала подготовка к серийному производству модели ГАЗ-ТК. Грачёв разработал свой, более совершенный вариант модели. Позже ГАЗ-ТК отклонили и приняли за основу вариант конструктора ГАЗ-АААА.
   Во время Каракумско-Памирского автопробега, в котором Грачёв участвовал на ГАЗ-АААА, машину удалось проверить «в бою».
   Грачёв работает над новой трёхосной машиной на базе ГАЗ М-1 (ГАЗ-21).
   В 1944 году Грачёва направили на моторный завод в Днепропетровске, где в 1945 году он стал главным конструктором. Здесь конструктор готовил модели ДАЗ-150, ДАЗ-485.
   В 1951 году  Грачева перевели на ЗиС. На протяже­нии 50-х годов в СКВ было построено более десятка вездеходов, в том числе «ЗИС-121В»,«ЗИС-121Г»,«ЗИС-12б», «ЗИС-128», «ЗИЛ-157». Вслед за ними появились многоосные модели: 8-колеёсные «ЗИЛ-Э135», «ЗИЛ-135Б», 6-колес-ный «ЗИЛ-136» и другие машины для нужд армии и народного хозяйства.
   В. А. Грачев умел подбирать людей «под себя», умел заставить их поверить в то, во что верил сам, и, наконец, мог личным примером вдохновить на само­отверженную работу. Коллеги Грачева вспоминают, что с удовольствием оста­вались на сверхурочные работы, когда это было необходима.
   Всего же за годы работы в СКВ Грачев участвовал в создании более чем сотни различных машин. Часть из них до сих пор стоит на вооружении армии другие были испытаны, но в серию не пошли. А сколько уникальных разрабо­ток остались неизвестными! Причем многие из них, по словам специалистов могли бы быть востребованными даже сегодня. 


Категория: Автоперсоны | Добавил: avto (08.09.2008)
Просмотров: 2947