ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153, 157

Производитель: ЗиС
Модель \ семейство: ЗиС-150
Модификации:
ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153
Годы на конвейере: 1947-1958
Описание: грузовики военного и послевоенного периодов

   В первые годы второй мировой войны ЗИС многократно улучшал конструкцию своего грузового автомобиля. На базе «трехтонки» были созданы трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗИС-6, четырехколесный со всеми ведущими колесами ЗИС-32, полугусеничный ЗИС-42, газогенераторный ЗИС-21. Именно на ЗИС-6 были впервые установлены гвардейские минометы — знаменитые «Катюши», ЗИС-42 широко использовались в качестве артиллерийских тягачей, газогенераторные автомобили стали незаменимыми в тылу.
   На ЗИС-5В в основном совершали перевозки личного состава, доставляли боевую технику и боеприпасы, продовольствие и амуницию. Прекрасно приспособленный к нашим дорогам, ЗИС-5 был очень надежной машиной, у которой редко что ломалось или выходило из строя. И почти любую неполадку можно было устранить своими силами.
   В июне 1942 г. с конвейера вновь стали сходить грузовики ЗИС-5В, а с сентября началось производство полугусеничных тягачей ЗИС-42. В июле 1943 г. завод вернулся к изготовлению двигателей, прерванному эвакуацией.
   В 1942 г. была разработана упрощенная модификация 5-ки, ввиду сложности получения многих комплектующих, получившая индекс ЗИС-5В. Дефицит стального листа с высокими характеристиками заставил делать крылья по упрощенной технологии: их формировали на гибочной машине и сваривали из любой стали вместо штамповки с глубокой вытяжкой.
   За годы войны было выпущено около миллиона трехтонок ЗИС-5 и развитых из него моделей (ЗИС, УралЗИС, УАЗ).

ЗиС-150
ЗиС-150
ЗиС-150
ЗиС-150
ЗиС-151
опытный ЗиС-151
ЗиС-151
опытный ЗиС-151

   ЗИС-150  выпускался с 1947 по 1957г.г. Автомобили первых лет выпуска производились с упрощенной дерево-металлической кабиной, замененной в 1950 году несколько иной формы цельнометаллической.
   Ветровое стекло кабины состоит из двух половинок. Левая половинка подъемная, она закрепляется в любом положении при помощи кулисного механизма. В задней стенке кабины имеется окно, на внешней стороне которого установлена предохранительная решётка.
   ЗИС-150 выпускался не только в СССР (автозаводами ЗИС, КАЗ, ДАЗ), но и по советской технической документации - на заводах "Стягул Рошу" (Румыния) и "Цзефань" (Китай). 
   Выпускались модификации ЗИС-156, предназначенный для работы на сжатом газе и ЗИС-120Н, седельный тягач.

   C середины сороковых годов ЗиС вел разработку двухосного полноприводного грузовика на базе ЗИС-150, опираясь на опыт производства машины ЗИС-32. Опытный образец автомобиля, построенный в 1944 году, получил обозначение ЗиС-150П. Но машина получилась тяжелой и не соответствовала требованиям Министерства Обороны СССР, и потому было принято решение о разработке трехосного варианта автомобиля.
   Изучив опыт ГАЗа, проектировавшего грузовики с тремя ведущими мостами до и после войны, инженеры ЗиСа с зимы 1945 года начали проектирование  модели, впоследствии получившей индекс ЗИС-151. Об известной преемственности между ГАЗ-63, его трехосной разновидностью ГАЗ-33 и ЗИС-151 свидетельствует, в частности, унаследование от ГАЗ-33 компоновки ведущих мостов.
   В 1946 году были построены два опытных образца ЗиС-151 — в мае был готов первый вариант машины — с двускатными задними колесами (ЗиС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗиС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗиС-150.
   Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трехосных автомобилей Studebaker, International, отечественных ЗиС-151-1 и ЗиС-151-2, ЗиС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине. Односкатные шины шли «след в след» и требовали меньше энергетических затрат на прокладывание колеи, чем двускатные. Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колес, несмотря на более чем благоприятные для ЗиС-151-1 результаты дорожных испытаний.
   Силовой агрегат ЗиС-151 представлял собой шестицилиндровый, бензиновый, четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗиС-121 (до 1950 года устанавливался двигатель ЗиС-120) мощностью 92 л.с. На автомобиле было установлено два бензобака емкостью по 150 л.
   Модификация ЗиС-151А имела лебёдку, установленную между двигателем и передним буфером.
   ЗиС-151 стал первым отечественным автомобилем с тремя ведущими осями. Он широко применялся в послевоенные годы в Красной Армии. Шасси ЗиС-151 послужило базой для ряда боевых машин реактивной артиллерии, цистерны для доставки воды, топливозаправщика, водо-масло-заправщика и других спецавтомобилей. На базе ЗиС-151А выпускался мостоукладчик КММ (колейный механизированный мост). Имелись модификации с экранированным электрооборудованием. Последний ЗиС-151 покинул сборочный конвейер в 1958 году, когда на смену ему пришел более совершенный вездеход — ЗиЛ-157.
   В конце 1940-х было построено опытное полугусеничное шасси ЗиС-153, созданное по типу немецких тягачей с шахматным расположением опорных катков, металлическими гусеницами с резиновыми башмаками и с шарнирами на игольчатых подшипниках. В процессе доводки машины был установлен передний ведущий мост. Поздний вариант имел ходовую часть с традиционным расположением обрезиненных катков. Машину предполагалось использовать как базу для будущего бронетранспортера.
 
ЗиЛ-157
ЗиЛ-157
ЗиЛ-157
ЗиЛ-157

   Опытный ЗИС-151Г (он же - ЗИЛ-Э157) - переходная модель от ЗИС-151 к ЗИЛ-157, на которой отрабатывалась система подкачки шин. На этой модели она еще внешняя.
    Интересная отличительная особенность ЗИС-151Г - вертикальные жалюзи на боковинах капота, чего нет ни у ЗИС-151, ни у ЗИЛ-157.
   ЗиЛ-157 (1958-1961г.г.)  - результат глубокой модернизации ЗиС-151. Главным новшеством в конструкции автомобиля было применение системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Автомобиль получил также новый, более мощный (104 л.с.) двигатель. Все колеса автомобиля - ведущие односкатные с шинами увеличенного диаметра. Привод к передним колесам - отключаемый.
   В 1961 году грузовик был модернизирован - еще больше стала мощность двигателя (109 л.с.), подверглась изменениям трансмиссия. Модернизированный образец получил обозначение ЗиЛ-157К. В начале семидесятых годов была упразднена открывающаяся левая половина ветрового стекла.
    В 1978 году увидела свет модификация ЗиЛ-157КД, оснащенная двигателем с уменьшенным рабочим объемом двигателя, конструкция которого была по ряду узлов унифицирована с двигателем автомобиля ЗиЛ-130. Серийное производство автомобиля продолжалось до 1982 года ( по некоторым данным - небольшими сериями до 1988 года), в течение пятнадцати лет - параллельно с выпуском нового грузовика ЗиЛ-131.
    ЗиЛ-157 выпускался в стандартных армейских вариантах бортового автомобиля (ЗиЛ-157, ЗиЛ-157К и ЗиЛ-157КД), седельного тягача (ЗиЛ-157В, ЗиЛ-157КВ) и шасси. Часть машин оснащалась лебедкой, экранированным электрооборудованием, выпускались экспортные модификации для стран с различными видами климата. Все автомобили, выходившие с конвейера, окрашивались в стандартный темно-зеленый цвет, цвет тента - зеленый. Грузовики выпускались с двумя типами платформы - "армейского типа" (как представлена на фото), с откидным задним бортом и откидными боковыми скамейками, дугами и тентом, и "транспортного типа", аналогичная платформе ЗИЛ-130. Помимо непосредственно ЗИЛа, автомобили ЗИЛ-157К и ЗИЛ-157КД производились заводом УАМЗ на протяжении 1977-1991г.г.
   На базе ЗИЛ 157 изготовлялись тягачи ЗИЛ 157В, ЗИЛ 157КВ и ЗИЛ 157КДВ. Годы выпуска:
ЗИЛ 157В - (1958-1961)
ЗИЛ 157КВ - (1961-1978)
ЗИЛ 157КДВ - (1978-1982)
 

 

ЗиС-150 ЗиС-151
Годы выпуска 1947-1957 194 8 -1958
Габариты (Д/Ш/В), мм 6700 x 2385 x 2180

6930 х 2320 х 2310

Колёсная база, мм 4000  
Располож. и кол-во цилиндров R 6 6
Система питания  карбюратор карбюратор
Рабочий объём двигателя, л 5,55 (ЗИС-120) 5.555 (ЗиС-121)
Масса снаряж. \ полн., кг 3900\ 8125 5880
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. 90 \ 2700 92/2600
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин.    
Грузоподъёмность, кг 4000 2500
Коробка передач 5-ступ., с ускоряющей пятой передачей 5*2
Колесная формула, тип привода 4 х 2  
Рулевое управление глобоидальный червяк и трёхгребневый ролик  
Подвеска рессорная, задняя с двумя дополнительными рессорами  
Тормоза передние/задние барабанные, с пневматическим приводом  
Максимальная скорость, км/ч 65 (ограничена регулятором) 60
Расход топлива
при 60 км/ч , л/100 км
38 (А-66) 40 - 46