ЗиС-485, БТР-152
Производитель: ЗиС
Модель \ семейство: ЗиС-485, БТР-152
Модификации: ЗиС-485, БТР-152
Годы на конвейере: 1947-1958
Описание: оборонная техника
На заводе №92 в 1941 году была создана специальная группа разработчиков. Руководителем проекта был назначен П.Ф. Муравьев. В чрезвычайно короткие сроки группой разработано и изготовлено самоходные орудия ЗИС-30 и ЗИС-31.
ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую САУ открытого типа. Базой являлся артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец", в кормовой части корпуса которого была установлена вращающаяся часть 57-мм пушки ЗИС-2 со штатным щитом.
Были произведены испытания обоих вариантов, в ходе которых выяснилось, что ЗИС-31 обладает при стрельбе большей кучностью чем ЗИС-30, в силу того, что установка на грузовике получилось более устойчивой при стрельбе чем ЗИС-30. Однако ЗИС-30, будучи установкой с гусеничным движителем, обладала более высокой проходимостью, чем ее колесный конкурент. Именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в принятии на вооружение РККА самоходки ЗИС-30.
Производство ЗИС-30 началось только с 21 сентября и продолжалось до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой.
К лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.
ЗиЛ-135П |
ЗиС-485 |
В 1950 году завод приступил к производству оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий ЗИС-485 (1952-1958 г.г.).
Работы по созданию бронетранспортера на базе полноприводного трехосного грузового автомобиля ЗиС-151 начались в ноябре 1946 года под руководством Фиттермана Б.М. БТР-152 был создан конструкторским бюро Московского автомобильного завода имени Сталина, которым руководил В.А. Грачев, и принят на вооружение в 1950 году. Ведущим конструктором проекта был Фиттерман. БТР-152 находился в серийном производстве с 1950 по 1955 год.
Бронетранспортер БТР-152 имел несущий корпус, бронелисты которого были размещены под большими углами наклона, что обеспечило хорошую пулестойкость и способствовало повышению живучести машины. Толщина брони от 6 до 13мм, в последствии от 4 до 14 мм.
В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В отделении управления размещалась радиостанция 10-РТ-12. Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта. Машина была вооружена 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова СГМБ, который устанавливался на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, расположенных по периметру корпуса.
На машине применялись дисковые колеса со съемным бортом и шины постоянного давления 9.00-20. Наличие трех ведущих мостов и шин с протектором типа "Вездеход" обеспечивали бронетранспортеру повышенную проходимость.
Производство бронетранспортера началось в 1950 году. Его создатели были отмечены Государственной премией. Эта машина была основным бронетранспортером Советской Армии и большинства стран социалистического содружества. Выпускалась на ЗиЛе и на Брянском автомобильном заводе.
Модификации ЗиЛ-152:
ЗиЛ-152А - бронетранспортер с зенитными установками ЗТПУ-2 или ЗТПУ-4;
ЗиЛ-152Б - подвижный пункт управления артиллерией;
ЗиЛ-152В - с наружной подкачкой;
ЗиЛ-152В1 - с внутренней подкачкой и пр.;
ЗиЛ-152Д - зенитная установка со счетверенными крупнокалиберными пулеметами;
ЗиЛ-152К - с броневой крышей корпуса и тремя продольными люками;
ЗиЛ-152С - машина связи;
ЗиЛ-152У - машина управления.
БТР-152 |
БТР-152 |
В 1955 году на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В. В отличии от БТР-152 он имел централизованную систему регулирования давления в шинах с наружным подводом воздуха, шины большого диаметра 12.00-18, инерционно-масляный воздухоочиститель, двухкамерный карбюратор, компрессор с жидкостным охлаждением и термосифонный пусковой подогреватель. Кроме того, на БТР-152В, было увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов и изменена подвеска передних колес. Для эвакуации застрявших машин устанавливалась лебедка с тяговым усилием на тросе до 5 тс.
В 1957 году наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним, водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и система обдува лобовых стекол горячим воздухом. Радиостанция 10-РТ-12 была заменена на Р-113. Бронетранспортер с этими конструктивными изменениями получил наименование БТР-152В1.
В 1959 году на вооружение был принят БТР-152К, который имел броневую крышу корпуса с тремя продольными люками, новый смотровой прибор водителя и дополнительный нагнетающий вентилятор. Масса машины в результате этого увеличилась до 9 тонн. Экипаж с десантом был сокращен до 15 человек. Пулемет устанавливался на одном из четырех кронштейнов на крыше корпуса. На части бронетранспортеров БТР-152К пулемет отсутствовал.
|
ЗиЛ-152 |
Годы выпуска | 1950- |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 6550...6830 |
Колёсная база, мм | - |
Располож. и кол-во цилиндров | 6 |
Система питания | карбюратор |
Рабочий объём двигателя, л | |
Масса снаряж. \ полн., кг | 8600...8950 |
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. | 110 |
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин. | |
Экипаж, чел | 2+17 (десант) |
Коробка передач | |
Колесная формула, тип привода | 6х6, полный |
Подвеска | |
Тормоза передние/задние | |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |
Модельный ряд “ЗиЛ”:
Грузовики ФИАТ-15 Ter, АМО-Ф15, АМО-2, АМО-3, ЗИС-5, АМО-7, ЗИС-11, ЗИС-21, ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130,131, 133, 4331,5301
Автобусы АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16, ЗиС-154, ЗИС-155, ЗИС-127, ЗИЛ-158, ТУРБО НАМИ-053
Представительские ЗиС-101, ЗИС-110, ЗИС-115, ЗиЛ-111, 114, ЗиЛ-4104
Оборонные и пр. ЗиС-485, БТР-152, СКБ ЗиЛ