ЗИС-5
Производитель: ЗИС
Модель \ семейство: ЗИС-5
Модификации: ЗИС-4, ЗИС-5, ЗИС-15
Годы на конвейере: 1933-194х
Описание: модернизированный АМО-3
После модернизации в 1933 году АМО-3 переименован в ЗИС-5. Выпуск автомобилей постоянно наращивался. 26 июля 1933 года были собраны первые 10 экспериментальных машин, а уже с начала 1934 года завод начинает массовый выпуск ЗИС-5. В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия, грузовик пошёл в массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 благодаря поточно-конвейерному производству превысил 60 автомобилей. На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 оказались на конвейере.Работа по проектированию нового автомобиля началась с анализа недостатков предыдущей модели - АМО-3, проявившихся во время Каракумского пробега и потом, во время эксплуатации в реальных условиях. Руководил разработкой главный конструктор завода Е.И. Важинский. Начали с двигателя: мощности двигателя не хватало, и грузовик переставал ехать на подъеме. Рабочий объем подняли с 4,88 до 5,55 л, а мощность соответственно с 66 до 73 л. с. Была заменена коробка передач, карданный вал упростили.
Для ускорения процесса перехода на новую модель модернизированные узлы завод внедрял сразу же по мере готовности производства, и АМО-3 последних выпусков внешне не отличались от ЗИС-5.
Конструкция машины была классической 4х2 на лонжеронной раме с полуэллиптическими рессорами. Кабина - прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Несовершенный по тем временам гидравлический привод тормозов был заменен механическим. Грузоподъемность – до 3 т. Несущая рама, ведущий задний мост, рессорная подвеска без амортизаторов, механический привод тормозов, деревянная кабина, оббитая жестью.
Кабина водителя не отапливалась и имела самую примитивную вентиляцию, но была просторна. Он стал первым отечественным автомобилем с встроенным в качестве серийного оборудования компрессором для накачки шин. ЗИС-5 бамперами не комплектовались, исключение – экспортные грузовики.
Грузовик ЗИС-5 стал этапной моделью в истории завода и продержался в производстве 15 лет. На базе автомобиля ЗИС-5 было разработано 25 разновидностей и модификаций автомобилей, 19 из которых были реализованы в производстве.
Была освоена длиннобазная модификация АМО-4 (1933-34 гг.).
Все автомобили, не отправлявшиеся на экспорт, окрашивались только в стандартный зеленый цвет. Цвета кабины и кузова несколько отличались, поскольку для их окраски использовали красители на разной основе (для металла - масло, для дерева - глифталь). Они имели разные марки и, судя по выкраскам, отличались по тону. После войны грузовики ЗИС-5 до апреля 1948 года строил московский ЗИС (с 26 января 1947-го уже с новым двигателем ЗИС-120), а УралЗИС выпускал их до конца 1955 года. В конце 1941 года дефицит стального листа заставил отказаться от штамповки с глубокой вытяжкой, поэтому заготовки крыльев формовались на гибочной машине и сваривались. Кабина водителя стала цельнодеревянной а каркас из деревянных брусьев, обшитый вагонкой. Также из дерева изготавливались подножки. Автомобили комплектовались только левой фарой. Модель получила индекс ЗИС-5В; ее выпуск был освоен в мае 1942 года в Ульяновскe, а позднее - в Москве и Миассе. В конце декабря 1942 года из-за выхода из строя завода, поставлявшего рулевые колесо с пластмассовым ободом, на ЗИС-5В начали устанавливать деревянные баранки.На ЗИС-5 устанавливались стандартные универсальные платформы ЗИС-5А или (значительно реже) ЗИС-5У с высокими бортами.
ЗиС-5 | ЗиС-6 |
ЗиС-22 | УралЗиС-355М |
После войны ЗИС-5 внешне вернулся к своему довоенному оформлению, но форма крыльев несколько изменилась (с 1949 года).
ЗИС-5 считался лучшим советским довоенным грузовиком. Его ресурс до капитального ремонта составлял 70 тыс. км, а нередко «Захары» ходили более 100 тыс. км. Их двигатели могли работать почти на всем, что горит: бензине с октановым числом 55–60, бензоле, смеси спирта с бензином или бензолом, в жаркую погоду — на керосине.
Когда началось производство ЗИС-5, то наряду с основной моделью выпускались модификации с удлиненной (ЗИС-11, ЗИС-12, ЗИС-14) базой. Шасси ЗИС-11 предназначалось для пожарных автомобилей (длина - 7500 мм), а шасси ЗИС-12 и ЗИС-14 - для различных специальных автомобилей. Трехосные получили индекс ЗИС-6 (1934 г.), газобаллонный - ЗИС-30. Были также газогенераторные (ЗИС-13, ЗИС-21, ЗИС-31), полугусеничные (ЗИС-22 и ЗИС-42) и полноприводные ЗИС-32.
Модель поставлялась в Турцию, Иран, прибалтийские республики и Монголию. Экспортный вариант внешне отличался наличием переднего бампера, который, как и облицовка радиатора, был никелирован. Всего до войны успели изготовить более 325 тыс. «Захаров», примерно треть из них отправили в армейские части. На базе ЗИС-5 изготавливались самосвалы, цистерны, хлебные фургоны, автобусы... Первые легендарные «катюши» также собирались на шасси ЗИС-5.
Всего за годы выпуска 1934 -1948 было выпущено 532 311 автомобилей ЗИС-5, а модель ЗИС-5В выпускали с 1941 по 1958 годы, ЗИС-50 (1948), ЗИС-11 в 1934-41 годах, ЗИС-12 в 1935-41 годах, ЗИС-14 в 1936-40 годах.
Последователи модели - УралЗИС-5М, УралЗИС-355, УралЗИС-355М.
Несмотря на неоднократные модернизации, ЗИС-5 морально устарел уже к середине 1930-х годов. В начале 1940-х ему на смену должен был прийти новый ЗИС-15, в третьей «пятилетке» (1938-1942г.г.). Новая машина грузоподъемностью 3,5 т, опытные образцы которой завод построил в 1938 г., получила индекс ЗИС-15. Среди новшеств - трехместная цельнометаллическая кабина с современным оперением (крылья, облицовка радиатора, капот двигателя), новая рама с увеличенной колесной базой, увеличенный бензобак и модернизированный двигатель. Для снижения уровня шума чугунные шестерни привода вспомогательных узлов заменены текстолитовыми. Автомобиль получил новый трансмиссионный дисковый тормоз. Коробку передач оставили четырехступенчатой, а привод тормозов механическим, с вакуумным усилителем.
Двигатель - четырехтактный, нижнеклапанный, карбюраторный, число цилиндров - 6, объем - 5555 куб.см; мощность - 82 л. с. при 2600 об/мин; число передач - 4; главная передача- цилиндрические и конические шестерни; размер шин - 36X8", длина 6560 мм, ширина - 2235, высота - 2265 мм; база - 4400 мм. Масса в снаряженном состоянии - 3300 кг. Наибольшая скорость - 65 км/ч.
На базе ЗИС-15 планировалось производство семейства моделей: самосвал, грузовик повышенной проходимости, автобус. Однако война нарушила планы.
| ЗИС -5 , ЗИС-5В | ЗИС-15 |
Годы выпуска | 1933—1941, 1942—1946 | |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 6560 х 2235 х 2265 | |
Колёсная база, мм | 4400 | |
Расп. и к ол-во цилиндров | 6 , рядн о | 6 , рядно |
Система питания | ||
Рабочий объём двигателя, л | 5.555 | 5.555 |
Масса снаряж. \ полн., кг | 3300 | |
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. | 73 / 2300 | 82/ 2600 |
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин. | ||
Грузоподъемность, кг | 3000 | |
Коробка передач | ||
Колесная формула, тип привода | ||
Подвеска передн. \ задн. | ||
Тормоза передние/задние | ||
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 65 |
Динамика разгона 0- 100 км/ч , с |
Модельный ряд “ЗиЛ”:
Грузовики ФИАТ-15 Ter, АМО-Ф15, АМО-2, АМО-3, ЗИС-5, АМО-7, ЗИС-11, ЗИС-21, ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиС-153, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130,131, 133, 4331,5301
Автобусы АМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16, ЗиС-154, ЗИС-155, ЗИС-127, ЗИЛ-158, ТУРБО НАМИ-053
Представительские ЗиС-101, ЗИС-110, ЗИС-115, ЗиЛ-111, 114, ЗиЛ-4104
Оборонные и пр. ЗиС-485, БТР-152, СКБ ЗиЛ