ЗАО "Тролза". История предприятия

КРАТКО

Троллейбусный завод "Тролза” (сокр. от «Троллейбусный завод», ранее «Завод имени Урицкого» или «ЗиУ»)  является крупнейшим в мире производителем троллейбусов. Находится в городе Энгельс Саратовской области.

Специфика потребителей привела в 90-е годы практически к полной остановке предприятия, однако сейчас портфель заказов растет чрезвычайно быстрыми темпами, что позволяет говорить о начале нового этапа в развитии завода.

Опыт производства троллейбусов —более полувека. За это время за ворота фабрики вышло более 75 тыс. троллейбусов. В данный момент компания ежегодно может выпускать более 1,5 тысяч троллейбусов.

История предприятия

Завод был основан в 1868 году в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии крупным промышленником и помещиком генералом Мальцевым для нужд железнодорожного транспорта Российской империи. Был известен как Радицкий паровозостроительный завод; выпускал вагоны, паровозы и т. п

К 1890 году мощности завода заметно возросли. Предприятие выпускало в год 2 парохода, 3 железнодорожных вагона правительственного типа, вагоны для узкоколейной железной дороги, а также земледельческие орудия и различные запасные части. Численность работающих - 400 человек.

В 1918 году завод был национализирован большевиками. В эти годы завод выпускает крытые товарные вагоны, ледники, пассажирские вагоны IV и III-го классов, врачебно-санитарные вагоны. Во время гражданской войны кроме основной продукции выпускал также бомбы и чугунные мины. С 1919 года включен в состав посёлка Урицкий и стал именоваться Урицким вагоностроительным заводом.

В заводском цеху

МТБ-82 в г. Киев

В 1926 году завод переименован в "Государственный вагоностроительный завод имени Урицкого". Завод реконструируется и расширяется. Значительно расширен кузнечный и механосборочный цеха. На завод поступило новое оборудование. К концу 30-х годов завод осваивает выпуск большегрузных 60-ти тонных платформ и полувагонов, 50-ти тонных думпкаров и других спецвагонов.

С началом Великой Отечественной войны эвакуирован в г. Энгельс. Основным видом продукции завода в военное время 1941-1945 гг. было производство артиллерийских снарядов. В 1943 году правительство СССР выделяет заводу средства на строительство новых цехов на территории, которую завод занимает и по сей день.

В 1946 году завод вернулся к выпуску довоенной продукции. В эти годы троллейбусостроение СССР делает свои первые шаги. Страна выпускает всего несколько десятков троллейбусов в год, что  не могло удовлетворить потребность городов в этом виде общественного транспорта. Поэтому в 1950 году постановлением Совета Министров СССР было  решено переоборудовать предприятие под производство троллейбусов. Выбор не был случайным: завод имел новые производственные площади, опытные кадры, по географическому положению находился в центре предприятий-поставщиков и располагал хорошими подъездными путями.

К 1 Мая 1951 года изготовлен первый опытный образец троллейбуса. К августу 1951 года на заводе были окончены подготовительные работы и к концу года выпущен 21 троллейбус марки "МТБ-82". А к 1955 году выпуск троллейбусов марки "МТБ-82" был доведен до 360 штук. Спроектирован и построен пассажирский троллейбус собственной конструкции ТБУ-1.

В 1959 году были созданы новые образцы продукции, унифицированные по конструкции: троллейбус ЗиУ-5 и автобус ЗиУ-6. Выпуск троллейбусов ЗиУ-5 к 1968 году составил 1500 штук. Троллейбусы экспортировались в Польшу, Грецию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Колумбию, Аргентину, Монголию.

В 1971 году за трудовые успехи завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Разработана новая модель троллейбуса ЗиУ-9. А в 1986-м - первый шарнирно-сочлененный троллейбус большой вместимости с тиристорно-импульсным управлением, позволяющий экономить до 20 % электроэнергии.

В 1996 году был изготовлен опытный образец троллейбуса Тролза-6206, предназначенного для перевозки пассажиров на троллейбусных линиях с большим пассажиропотоком. Троллейбус имеет пятидверный кузов, вибропоглощающий пол, тонированные вклеенные стекла, принудительную вентиляцию, электронное маршрутное табло, просторную кабину с отдельным входом для водителя.

В 1999 году был создан опытный образец троллейбуса Тролза-5275 с пониженным уровнем пола, имеющий совершенно новый дизайн и новую технологию изготовления. Параллельно разработан опытный образец троллейбуса Тролза 5264-01 "Столица" с элементами кузова из стеклопластика и вынесенным из под пола на крышу электрооборудованием.

В 2000 годусоздан опытный образец троллейбуса с асинхронным двигателем Тролза 5264-02 "Слобода". Завод приступил к серийному производству первого троллейбуса с пониженным уровнем пола Тролза-5275.05 "Оптима".

В 2002 году была разработана совершенно новая модель троллейбуса ЗиУ-682Г-016.02, имеющая новый дизайн и вынос электрооборудования на крышу.

В 2005 год завод представил общественности модель троллейбуса с низким уровнем пола Тролза-5265 "Мегаполис". На базе данной модели в 2006 году был создан сочлененный троллейбус особо большой вместимости Тролза-6206.

2008 год. Создается первый экологически чистый автобус с гибридной силовой установкой на базе троллейбуса семейства "Мегаполис".
Особый интерес вызвает новая разработка – «экобус» марки ТролЗа 5250. Гибридные автобусы Тролза-5250 «Экобус» создают на базе троллейбусов модели «Мегаполис». Он намного маневреннее троллейбуса, его колеса крутит микротурбинный генератор, способный работать сразу на нескольких видах экологически чистого топлива: пропан-бутановой смеси, биодизеле и биогазе. Экобус планируется пустить в центре Москвы, где самый грязный воздух и много брошенного транспорта.

Тролза сегодня - это крупный промышленный комплекс с развитой инфраструктурой. Все виды производства, включая металлургическое и механосборочное, позволяют предприятию адаптироваться под выпуск любой технологически сложной продукции.


Читайте также:

Тролза (ЗиУ). Хронология

ЗАО "Тролза". Модельный ряд


Источники  раздела: www.trolza.ru, ru.wikipedia.org, www.bus2.ru, transphoto.ru, www.omnibus.ru, bus.al.ru и др

Категория: ТролЗА | Добавил: avto (13.04.2011)
Просмотров: 13806

НАШ КАНАЛ!

Rambler's Top100