Курганский автобусный завод. История предприятия
Предприятие было образовано 14 января 1958 года для выпуска малых капотных автобусов и в течение более 50 лет является одним из крупнейших автобусостроительных заводов России. Лидер по производству простых пассажирских машин капотной компоновки, выполненных на шасси серийных грузовиков и предназначенных для работы на шоссе или сельском бездорожье. За свою историю КАвЗ изготовил свыше 440 тысяч автобусов.
Для ускорения запуска предприятия в Курган был передан автобус ПАЗ-651. Автобусы КАвЗ традиционно базировались на специально модифицированных грузовых шасси Горьковского автозавода — без кабины, но с сохранением оперения от базовых грузовиков. Соответственно, на шасси ГАЗ-51А в 1958–1971 гг. выпускался капотный 20-местный КАвЗ-651А; в 1971–1984 гг. на автобусном шасси ГАЗ-53-40 — 21-местный автобус КАвЗ-685, переставленный в 1984 году на шасси ГАЗ-53-12, и после модернизации в 1986-м, получивший индекс КАвЗ-3270. Именно модели 685 и 3270 были самыми массовыми в истории не только КАвЗа, но и мирового автобусостроения, так как годовые объёмы их производства в 70-80-х достигали 18–20 тыс. машин в год (пик в 1989 году — 20008 ед.).
Уже за первые 5 лет завод достигает проектной мощности — 5000 автобусов в год. А к 1967г. автобусостроителями выпущено 50.000 автобусов.
С 1967 по 1977 г.г. была произведена реконструкция завода, сданы в эксплуатацию первая и вторая очереди прессового корпуса. Это позволило увеличить производство автобусов, повысить их качество и снизить себестоимость. Уже с 1977г. ведется планомерная подготовка производственных мощностей завода к выпуску 20.000 автобусов в год, при ежегодном увеличении выпуска почти на 2 тыс. шт.
В 1974 году с конвейера сошел 100-тысячный автобус.
С 1981г. идет подготовка производства автобусов пригородного сообщения большой вместимости КАВЗ-52561. Изготовлено более десятка опытных образцов, но решением Министерства автомобильной промышленности производство автобусов большой вместимости приостанавливается.
В 1982г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Курганскому автобусному заводу, неоднократно занимавшему 1 место среди предприятий своей отрасли, было присвоено имя 60-летия Союза ССР. Автобус КАВЗ-685 М был удостоен государственного Знака качества.
С 1989 года на автобусном шасси ГАЗ-33074 была освоена базовая модель 20-местного автобуса КАвЗ-397620. Впоследствии на базе модели 397620 выпускался целый ряд грузопассажирских и специальных (санитарные, ритуальные (катафалк), оперативно-служебные (автозак) и т.д.) модификаций. В 1993 году был создан автобус КАвЗ-39765 на 28 посадочных мест на шасси ГАЗ-33074, удлиненном по колёсной базе с 3700 до 4550 мм. С 2001 года на его базе по ГОСТ Р51160 "Автобусы для перевозки детей" серийно выпускался школьный автобус КАвЗ-397653.
Экономический кризис начала 90-х г.г. в стране тяжело отразился на деятельности завода - резко снизился выпуск автобусов, долги перед кредиторами увеличивались из года в год. Резко снизился потребительский спрос на автобусы малой вместимости, основным потребителем которых являлись совхозы, колхозы, госпредприятия отраслевых министерств. Объемы выпуска автобусов КАвЗ в 1990-х, в сравнении с 1970–80-ми сократились на порядок (до ~2,0 тыс.), примерно до уровня начала 1960-х.
"КАВЗ" приступил к техническому перевооружению резервных производственных мощностей по организации выпуска городских автобусов.
В 1992 г. были изготовлены автобусы КАвЗ-3275, КАвЗ-32784 и КАвЗ-3278 повышенной комфортабельности и соответствующие международным требованиям по безопасности.
В 1994г. завод изготавливает 8 городских автобусов большой вместимости "Икарус-260" и 2 автобуса особо большой вместимости "Икарус-280". В дальнейшем, в 1996г. по условиям международного тендера были изготовлены 168 "Икарусов-283.10" для г. Екатеринбурга.
К 1993г. заводом проведена подготовка и организовано производство нового семейства автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки вместимостью 24 пасс. места. В связи с этим, в 1992г. для создания автобусов новых экспериментальных моделей на заводе было создано производство мелких серий — дочерняя фирма АК «КАВЗ» ООО «Вика». Именно здесь в 1992г. изготавливаются первые автобусы вагонной компоновки КАВЗ-3275, КАВЗ-32784, КАВЗ-3278 отличающиеся более высоким уровнем комфортабельности и соответствующие международным требованиям по безопасности.
К 1993 г. в Кургане организовали производство нового семейства автобусов вагонной компоновки вместимостью 24 пассажира. Ежегодно их выпускали 150-200 в год.
В июле 1997г. по инициативе кредиторов Курганский областной арбитражный Суд принял решение о введении на заводе внешнего арбитражного управления, что дало шанс Акционерной компании выйти из сложного экономического положения. Позднее внешнее арбитражное управление было снято и завод начал работать в режиме ОАО.
В 1998 г. разрабатываются новые модели автобусов на шасси большегрузных шасси ЗИЛ - модели городского и пригородного автобусов КАВЗ-422910, 4229-01. Одновременно особое внимание завод уделял завоеванию рынка вахтовых автобусов, включая организацию производства таких автобусов на шасси «Урал», а также полноприводной модели КАвЗ-422990.
Вахтовые автобусы КАвЗ на шасси "ЗИЛ" и "Урал" (КАвЗ-422990, КАвЗ-422991 и КАвЗ-42243) выпускались ограниченными сериями в 1996—2003 гг. и с реструктуризацией предприятия были сокращены как непрофильная продукция. Последней "вахтовкой" КАвЗ стала в 2004 году модель 39766 на полноприводном шасси ГАЗ-3308 "Садко".
В 2001 г Курганский автобусный завод вошел в состав машиностроительного холдинга «РусПромАвто», объединяющего основных производителей автобусной и автомобильной техники в России.
В 2004 году на КАвЗе была начата сборка автобусов ПАЗ «Аврора». Освоение данной модели было начато в 2002 году.
В начале 2008 года с реструктуризацией производства и снятием семейства КАвЗ-3976 закончилась 50-летняя история курганских капотных автобусов малого класса на шасси грузовиков марки ГАЗ. Мелкосерийное производство полукапотного автобуса КАвЗ-3244, осуществлявшееся дочерней фирмой ООО "Вика ЛТД", свёрнуто в 2007 году. На главный конвейер переведено производство средних городских автобусов КАвЗ-4239.
В результате реструктуризации производства были сокращены мощности по производству малого автобуса КАВЗ-3976, с одновременным наращиванием мощностей по производству автобусов среднего класса «Аврора». Сейчас производственная программа КАвЗа состоит из заднемоторных среднеразмерных автобусов модернизированного семейства "Аврора" КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 для пригородного и межрайонного сообщения, а также городского низкопольного мидибуса КАвЗ-4239 на китайском шасси.
ООО 'КАвЗ' является одним из крупнейших автобусостроительных предприятий России. 14 января 2008 года Курганскому автобусному заводу исполнилось 50 лет.