«ЛуАЗ». История предприятия
2 февраля 1949 года Совет Министров УССР принимает Постановление “О реорганизации межрайонных мастерских капитального ремонта…». Строительство завода, предусмотренное этим документом, было начато в 1951-ом и продлилось четыре года. 25 августа 1955 года, согласно с приказом Министерства сельского хозяйства УССР, Луцкий ремонтный завод ввели в эксплуатацию.
Относительно небольшому предприятию (в общих масштабах промышленного комплекса УССР) со штатом 238 человек, отводилась достаточно значительная роль. Основной продукцией завода становятся запасные части к автомобилям ГАЗ-51 и ГАЗ-63, их капитальный ремонт; также изготовляется ремонтное оборудование, которое идет на потребности Министерства сельского хозяйства, душевые установки.
C 3 сентября 1959 года завод становится машиностроительным. Меняется и его специализация. Отныне на заводе начинают изготовлять кузова, автолавки, прицепы, авторефрижераторы и изделия специального назначения, а также кузовные детали.
С постепенным увеличением площадей расширяется и производственная программа. Начинается выпуск ремонтных мастерских и малотоннажных рефрижераторов.
1965-й для Луцкого машиностроительного завода становится знаменательным. Завод готовится к производству автомобилей - при отделе главного конструктора создают два бюро для разработки технической документации на автомобиль ЗАЗ-969.
В декабре 1966 - го на заводе собирают первые 50 малолитражных автомобилей ЗАЗ-969В. С их выпуском на Волыни основана новая отрасль машиностроения - автомобильная. 11 декабря приказом Министра автомобильной промышленности СССР Луцкий машиностроительный завод переименовывается на автомобильный.
28 декабря 1971 года согласно с приказом Министерства автомобильной промышленности СССР “ЛуАЗу” определена специализация на выпуск легковых автомобилей повышенной проходности для потребностей сельского хозяйства и автомобилей специального назначения. В связи с этим решением на заводе без остановки конвейера осуществляется передача производства автолавок, ремонтных мастерских и всех других изделий на специализированные предприятия.
В начале 1975 года автозавод входит в состав вновь созданного объединения с главным предприятием в Запорожье - автомобильным заводом «Коммунар». В этом же году начинается серийный выпуск автомобилей ЛуАЗ-967М. Продолжается разработка принципиально новой, четвёртой, модели. 10 августа 1976 года выдаётся Распоряженне Совета Министров СССР «Про реконструкцию ЛуАЗа на выпуск 50-ти тысяч автомобилей в год». В 1979 году на конвейер поставлена новая модель – ЛуАЗ-969М. Она остаётся единственным полноприводным автомобилем в Союзе.
24 сентября 1982 года сходит 100-тысячный автомобтль. В апреле 1983 года первые автомобили идут на экспорт.
В конце 80-х были попытки создать новый, современный ЛуАЗ. Заводчане разработали ЛуАЗ-1301, а группа конструкторов под руководством Г. Хаинова - ЛуАЗ-Прото, но ни одна из машин в серию не пошла.
В 1990 г. начался выпуск ЛуАЗ-1302. 1990 год становится удачным для ЛуАЗа, собрано рекордное в истории количество автомобилей – 16500 единиц. Через два года приказом генерального директора ПО «АвтоЗАЗ» завод выводят из состава обьединения «Коммунар». Завод получает новый статус и название ОАО "Луцкий автомобильный завод" (ОАО "ЛуАЗ").
Середина 90-х ознаменовалась резким снижением производства.
14 апреля 2000-го года состоялся коммерческий конкурс по продаже 81,12% акций общества. Победителем в этом конкурсе стал концерн "Укрпроминвест". В этом же году в Луцке наладили крупноузловую сборку ВАЗов и УАЗов.
В 2001 году было продолжено освоение сборки автомобилей ВАЗ-21099, ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-23213 "Нива", УАЗ-3160. В этом же году руководство завода приняло решение остановить производство автомобилей ЛУАЗ-1302 и ЛУАЗ-13021 как морально устаревшие.
В 2002 году продолжали наращиваться темпы сборки: к ВАЗам и УАЗ добавились автомобили Иж, позже - началась сборка грузовиков Кiа, Isuzu, Hyundai.
В 2005-м Луцкий автозавод входит в состав корпорации «Богдан». Совет директоров корпорации принимает решение о перемещении производств: автомобильного из Луцка в Черкассы и автобусного с Черкасс в Луцк. Также осенью на предприятии начинается крупноузловая сборка легковых автомобилей Hyundai и Кiа.
На производственных площадях развиваются производственные мощности по выпуску до 1,5 тысяч в год средних, больших, сверхбольших автобусов и троллейбусов разных модификаций.
В 2008 году предприятие запускает вторую очередь автобусно-тролеейбусного проекта в Луцке.