Внимание! Данный сайт устарел.
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!

ЗАЗ-967 (ТПК)

Производитель
Модель \ семейство
ТПК
Модификации
НАМИ-049, НАМИ-049А, ЗАЗ-967
Годы на конвейере
1962-1967
Описание
транспортер переднего края

Толчком к созданию внедорожника, возможно, послужила война в Корее 1949 – 53 -х годов, куда СССР поставлял военную технику. В качестве автомо­биля для эвакуации и пе­ревозки раненых, а также подвоза боеприпасов к ог­невым позициям использо­вали ГАЗ-69. Автомобиль для этого не очень подходил. Учтя это, советские военные вы­двинули конструкторам ряд требований по созданию сво­его транспортера переднего края (ТПК), среди которых было «умение плавать».

Создание ТПК поручили специалистам НАМИ – группе во главе с конструктором Б. М. Фиттерманом. Первый образец увидел свет в 1958 году. Прототип «Ого­нек», или НАМИ-049, со стеклопластиковым кузовом и двухтактным мотором Ирбитского мотоциклетного завода МД-65 мощностью 22 л. с. получился не совсем удачным. Кузов оказался сла­бым для военных условий. Мотор - маломощным, а подвеска не выдерживала десан­тирования с парашютом.

К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе мотора ВМW-600 был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 (первоначально - 27) л.с.. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечило достаточный запас плавучести. Скорость на плаву - до 3-х км/ч.

Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. На внешний вид повлиял появившийся в 1960 году Gaflinger АР 700, созданный австрийской фир­мой Steyr-Push. Окончательный вариант получил название ЗАЗ (ЛуМЗ)-967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.

К разработке второго вари­анта подключили специалис­тов "АвтоЗАЗа”. Они создали свой вариант транспортера переднего края, и их детище в 1962 году был рекомендовано к серийному производству.

Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса - 950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг. При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м.

На базе ТПК были созданы автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.

Модификации ЛуАЗ-ТПК:

   ЛуАЗ-967А — от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.

   ЛуАЗ-967М — усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич. После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в которое некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался также под маркой ЗАЗ-967М. Спереди на автомобиле расположены глушитель и малогабаритная лебедка, имеющая электромагнитный привод. На дорогах с сухим и твердым грунтом автомобиль может быть использован для работы с одноосным прицепом, имеющим тяговосцепное устройство типа шкворень-петля. Спереди и сзади кузова установлены ручки (скобы), используемые при буксировке и транспортировании автомобиля.

Технические характеристики ЛуАЗ-967 (967А,967М) ТПК

ЛуАЗ 967 (967А,967М) «ТПК»
Годы выпуска1962-1967
Габариты, мм3682 x  1712 x 1580
Колёсная база, мм 1800
Обьём двигателя, л0, 887  (МеМЗ-967), 1,197 (МеМЗ-967А)
Масса снаряж./полн., кг950/1350
КПП-
Мощность двигателя, л. с. / об.мин.30, 37/ 4100-4300
Привод4x4
Система питания  карбюратор
Максимальная скорость,км/ч75/3
Динамика разгона 0-100 км/ч, с-
Расход топлива на 100км, л10,0
Модельный ряд «ЛуАЗ»: ЛуАЗ - 967, ЛуАЗ - 969\1302, ЛуАЗ - 1901, ЛуАЗ - 1301\Прото

НАШ КАНАЛ!

Rambler's Top100