ГАЗ -13 / 14 ("Чайка")
Производитель: ГАЗ
Модель \ семейство: ГАЗ-13\14
Модификации: ГАЗ-13 А, ГАЗ-13 Б
Годы на конвейере: -1981, -1988
Описание: флагман завода
1959 год - на ГАЗе смена флагмана. Выпуск лимузина "ГАЗ-12" ("ЗиМ") прекращен. "ЗиМ" собирали 10 лет. Несмотря на свою помпезность, он был весьма демократичной машиной - использовался не только "при дворе", но и в качестве "кареты скорой помощи" и такси. Кроме того, гражданин мог приобрести "ЗиМ" за 40 тысяч рублей. Сменившая его "Чайка" ("ГАЗ-13") поставлялась только в спецгаражи, загсы крупных городов и для "Интуриста". На продажу "Чайки" частным владельцам было наложено табу. "Чайку" оснащали автоматической коробкой передач, принципиальная схема которой была опробована на "Волгах" первого выпуска.
В 1959 году настало время для нового флагмана предприятия. Им стала семиместная "Чайка" ГАЗ-13. Разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени «ЗИМу».
Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты — автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились — ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади.
Большинство 13-х «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями.
Она оснащалась V-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 195 л.с., гидромеханической коробкой передач. Управление переключением передач было кнопочным, а антенна радиоприемника выдвигалась автоматически.
Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство «Чайки» второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года.
ГАЗ-13 "Чайка" | ГАЗ-14 "Чайка" |
Конец 1970-х годов был отмечен выпуском третьего поколения легковых автомобилей большого класса. "Чайка" ГАЗ-14. На ГАЗ-14 ставился V-образный 8-ми цилиндровый двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/час. За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась до 220 л. с.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего.
Большинство 14-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако существовал и вариант фаэтон (он имел индекс ГАЗ-14-05).
Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена из-за кампании по борьбе с привилегиями.
ГАЗ-13 «Чайка» | ГАЗ-14 «Чайка» | |
Годы производства | -1981, | 197x-1988 |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 5600 х 2000 х 1620 | 6114 х 2020 х 1580 |
Колёсная база, мм | 3250 | 3450 |
Расп. и кол-во цилиндров | V8 | V8 |
Система питания | карбюратор | карбюратор |
Рабочий объём двигателя, л | 5 . 5 ( ГАЗ -13) | 5.526 |
Масса снаряж. \ полн., кг | 2605 | |
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. | 195 | 220 |
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин. | - | |
Коробка передач | Гидромех. | |
Колесная формула, тип привода | 4х2, задний | 4х2, задний |
Тормозная система | передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками | |
Максимальная скорость, км/ч | 160 | 175 |
Расход топлива при 60 км/ч , л/100 км | 14 | - |
Модельный
ряд «ГАЗа»:
Довоенные: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ,
ГАЗ-ААА, ГАЗ-03-30
Легковые: ГАЗ-М 20 «Победа», ГАЗ
21 “Волга”, ГАЗ-24 «Волга»,
ГАЗ-3102\31029
«Волга», ГАЗ-3110\31105
«Волга», ГАЗ-3103\3104\3111
«Волга»
Грузовые: ГАЗ-51, ГАЗ-651, ГАЗ-653,
ГАЗ-52, ГАЗ-53,
ГАЗель\Соболь,
ГАЗ-4301, ГАЗ-3310 «Валдай»
Представительские: ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ
- 13 / 14 ("Чайка")
Внедорожные: ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б,
ГАЗ-69А, ГАЗ-63\ГАЗ-66,
ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-3106
«Атаман-2»