ГАЗ-61,
ГАЗ-64, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69А
Производитель: ГАЗ
Модель \ семейство: ГАЗ-61\64\67\69
Модификации: 61, 64, 67, 69, БА-64, БА-64Б
Годы на конвейере: 1953-1972
Описание: внедорожники ГАЗа
В 1939 году начались заводские испытания командирского автомобиля ГАЗ-61-40 - первого отечественного полноприводного легкового автомобиля повышенной проходимости (с кузовом типа “фаэтон”). Руководителем группы конструкторов проекта вездехода 4х4 стал В.А.Грачев.
На песке ГАЗ-61-40 брал подъем с места до 15°, с хода - до 30°, брод - до 0,82 м, ров - шириной до 0,85-0,9 м, снег - глубиной более 0,4 м.
Помимо основной модели ГАЗ-61 существовали: ГАЗ-61-71 с двумя запасными колёсами в карманах передних крыльев и ГАЗ-61-417 с откидными сиденьями и двухместной кабиной с брезентовым верхом (были освоены осенью 1941 года, но выпускались недолго из-за нехватки листового металла и 6-цилиндровых двигателей ГАЗ-11). Второй использовался в качестве артиллерийского тягача для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Основной моделью легкового вездехода для высшего командного состава Красной Армии стал ГАЗ-61-73.
Автомобиль ГАЗ-61 обладал выдающимися эксплуатационными показателями и может считаться гордостью советского автостроения конца 30-х годов. Его создатель В.А.Грачев был удостоен за эту машину и броневик БА-64-125 Государственной премии в 1942 году.
В начале Великой Отечественной войны на шасси ГАЗ-64 заводчане быстро построили легкий пулеметный бронеавтомобиль БА-64. С мая 1942 года он выпускался параллельно с ГАЗ-64 и был единственным образцом броневика, производившегося на протяжении всей войну.
БА-64 — лёгкий полноприводный бронеавтомобиль с колёсной формулой 4×4. Он использовался Советской Армией с 1942 года до начала 1960-х гг для задач разведки и боевого охранения. Всего было построено 9110 машин этой марки (3901 БА-64 и 5209 БА-64Б). Армия получила 8174 БА-64 (из них 3390 с радиостанцией), остальные бронеавтомобили предназначались для нужд НКВД и для подразделений армий союзников СССР.
Улучшенная модель БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для неё использовался лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеёй. Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемета ДТ была заменена на башенную. Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно.
ГАЗ-64 | ГАЗ-67 |
ГАЗ-69 | ГАЗ-69 |
В 1930-е годы армии требовался автомобиль (одновременно штабной, разведывательный, тягач для легкой артиллерии), но ГАЗ-61-40 оказался сложным и дорогим, притом его двигатель только еще осваивался промышленностью. По распоряжению наркома В.А.Малышева разработку армейского вездехода поручили НАТИ и Горьковскому автозаводу.
За основу будущей машины горьковчане взяли узлы и агрегаты ГАЗ-61. Проектирование новой машины, получившей индекс ГАЗ-64-416, началось 3 февраля 1941 года и велось стремительными темпами. 15—27 апреля машина успешно прошла краткие войсковые испытания, после чего ее срочно запустили в серию. Первый вариант, ГАЗ-64, имел упрощённые передние крылья и вырезы для доступа к задним колёсам. Освоение шло также быстро, и уже в августе 1941 года первые ГАЗ-64-416, собранные по временной технологии, были отправлены на фронт, под Москву. Всего же до конца года горьковчане выпустили 601 машину.
В сентябре 1943 года начали выпускать модернизированный вариант вездехода — ГАЗ-67 с широкой колеёй, переделанным кузовом, усиленной рамой и доработанной подвеской. В Красной армии эти машины из-за подобного «Виллису» внешнему виду иногда называли «Иван-Виллис» или ХБВ («хочу быть Виллисом»). ГАЗ-67 стал надежнее и добротнее своего предшественника, устойчиво работал на низкокачественных горюче-смазочных материалах, выдерживал значительные перегрузки и отрабатывал заданный срок службы.
ГАЗ-67 существовал также в модификациях с жёстким верхом (ГАЗ-67-420, только в 1944) и амфибия ГАЗ-011 (1945). На ГАЗ-67 базировались снегоуборщик, пожарный автомобиль и т.д.. Один за другим почти все ГАЗ-67 перешли на службу частным владельцам, которые обычно переделывали их в закрытые автомобили.
В 1944 году конструкция автомобиля подверглась еще одной модернизации, в результате которой повысились его эксплуатационные характеристики. Эта модель имела обозначение ГАЗ-67Б. За годы войны было изготовлено 5250 экземпляров ГАЗ- 67 и ГАЗ-67Б. После войны производство ГАЗ-67Б было расширено, причем не только как армейского автомобиля, но и для работы в сельском хозяйстве. Всего же за период 1941— сентябрь 1953 промышленность дала армии и народному хозяйству более 100000 серийных ГАЗ-64, ГАЗ-67 и БА-64, причем в этот год было выпущено самое большое количество машин — 14 502.
ГАЗ-69 начал разрабатываться еще в 1946 году под руководством конструктора Г. М. Вассермана на замену модели ГАЗ-67Б. Опытные образцы изготавливались с 1948 года под названием "Труженик", а серийный выпуск был начат 15 июля 1953 года. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на завод, который ранее собирал грузовики ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА. Как и предыдущие горьковские «джипы» (ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-67Б), ГАЗ-69 в народе имел прозвище «козлик».
С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях. Первая — ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом. Их производство Горьковский завод начал в 1953 году. Вторая модификация — ГАЗ-69А — имела пятидверный кузов.
Максимально унифицированная с выпускавшимися тогда "газовскими" автомобилями, простая, прочная и очень выносливая машина успешно эксплуатировалась как в нашей стране, так и за рубежом. Помимо прямых экспортных поставок, в 1962 году на основе советской технической документации было развернуто производство ГАЗ-69 на заводе в г.Дыкчхоне (КНДР). Кроме того, в середине 60-х годов ХХ века на основе ГАЗ-69 на машиностроительном заводе ARO в г.Кымпулунге (Румыния) выпускался автомобиль под маркой IMS, сохранивший кузов ГАЗ-69 (и ГАЗ-69А), но комплектовавшийся румынским двигателем.
Горьковский завод с середины 1955 года стал изготавливать М-72 — оригинальную машину, которая объединяет шасси ГАЗ-69 с кузовом «Победы». Эта машина сошла с конвейера к 1958 году. Кроме того, на агрегатах ГАЗ-69 завод попутно делал амфибию ГАЗ-46.
ГАЗ-61 | ГАЗ-64, ГАЗ-67 | ГАЗ-69 («Козёл») | |
Годы производства | 1941 – 1942, | 1953-1972 | |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 4670х1750х1905 | 3350 х 1685 х 1700 | 3850 х 1750 х 2030 |
Колёсная база, мм | 2100 | 2300 | |
Тип кузова | 4-местный фаэтон или | ||
Расп. и кол-во цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Система питания | карбюратор | ||
Рабочий объём двигателя, л | (ГАЗ-М1) | 2,12 (ГАЗ-М1) | |
Масса снаряж. \ полн., кг | 1650 | 1320 | 1525 |
Мощность двигателя, л. с. | 50 | 50\2800, 54\2800 | 55 \ 3600 |
Крутящий момент двигателя, | ГАЗ-64, ГАЗ-67 | ||
Коробка передач | 4 скорости | 3-ступ. мех. | |
Колесная формула, тип привода | 4х4, полный | 4x4, полный | 4х4, полный |
Подвеска, передняя \ задняя | |||
Тормозная система | |||
Максимальная скорость, км/ч | 107 | 90 | 90 |
Расход топлива | 15.0 |
Модельный
ряд «ГАЗа»:
Довоенные: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ,
ГАЗ-ААА, ГАЗ-03-30
Легковые: ГАЗ-М 20 «Победа», ГАЗ
21 “Волга”, ГАЗ-24 «Волга»,
ГАЗ-3102\31029
«Волга», ГАЗ-3110\31105
«Волга», ГАЗ-3103\3104\3111
«Волга»
Грузовые: ГАЗ-51, ГАЗ-651, ГАЗ-653,
ГАЗ-52, ГАЗ-53,
ГАЗель\Соболь,
ГАЗ-4301, ГАЗ-3310 «Валдай»
Представительские: ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ
- 13 / 14 ("Чайка")
Внедорожные: ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б,
ГАЗ-69А, ГАЗ-63\ГАЗ-66,
ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-3106
«Атаман-2»