Внимание! Данный сайт устарел.
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!
ГАЗ-М 20 «Победа»

Производитель: ГАЗ
Модель \ семейство: М-20 «Победа»
Модификации: М–20А, М–20В
Годы на конвейере: 1946-1958
Описание: массовый послевоенный легковой автомобиль

   Общую компоновку машины поручили вычерчивать группе под руководством Бориса Кирсанова. Ведущим конструктором по кузову назначили Александра Кириллова. Имя появилось впервые, до этого новые модели получали лишь порядковый номер или цифровую комбинацию.
   Летом 1943 года завод был на грани остановки, но работа над машиной не прерывалась. Для предвоенных моделей кузовную оснастку заказывали, как правило, американцам. В этот раз все пришлось делать самим. Победа выглядела очень динамично и современно, а сильный наклон стекол лишь усиливал этот эффект.
   ГАЗ М-20 стал знаменит прежде всего благодаря оригинальной форме кузова, который создавал очень малое аэродинамическое сопротивление, всего 0,34. "Победа" стала первым советским автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом "бескрылой" формы. Машину также отличали независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, навеска дверей на передних петлях. Впервые был предусмотрен конструкторами багажник, хотя нужен он был в первую очередь для размещения запасного колеса.
   Выбор двигателя был между 6-цилиндровым ГАЗ-11 и четырехцилиндровой версией этого мотора. Производство шестерок время войны было хорошо отлажено. Рядная четверка была компактнее и легче и потребляла меньше топлива. 19 июня 1945 года машину показали И. Сталину. К машине с “шестеркой” Сталин отнесся весьма скептично и выбор пал на более экономичную версию, а вскоре началась подготовка к серийному производству.
   Работы шли ударными темпами и 6 ноября 1944 года начались испытания. Первоначально автомобиль планировали назвать “Родина”. “Победа” было резервное название. Спросили добро у Сталина. “А сколько стоит Родина?” —осведомился вождь… и машину назвали Победой.
   28 июня 1946 года Горьковский автозавод приступил к выпуску автомобилей, правда по обходной технологии, модернизируя автомобиль «на ходу»: трехэтажная облицовка радиатора уже весной 1947 года уступила место двухэтажной, на переднем бампере появилась перекладина между клыками.
   Спешка при запуске в серию отразилась на качестве: в октябре 1948-го, после выпуска 1700 (по другим данным — 600) автомобилей, машина была снята с производства, а все уже выпущенные “Победы”  были возвращены на завод для доработки. Чиновникам довольно высокого ранга, которые прежде пользовались автомобилями ЗИС-101, новинка решительно не понравилась. Недостатков было в изобилии: двигатель детонировал, машина с трудом выдерживала затяжные подъемы. Задний мост шумел. Неровности дороги сотрясали штурвал. Дверные ручки ломались. Ветровые стекла лопались, а стекла дверей дребезжали. В салон проникали пыль, дождевая вода и задувал ветер. При трогании были постоянные рывки сцепления, обнаружилась неэффективность глушителя и стояночного тормоза. В ходе доработок модель всё же оставили на конвейере.
   14 июня 1949 года в Кремль привезли три Победы: серийный образец 1948 года, модернизированный вариант, готовившийся к выпуску, и машину с кузовом кабриолет. Сталин сказал: “Теперь стало хорошо” и производство автомобиля возобновили с 1 ноября 1949 года.
   Не прекращался процесс усовершенствования машины. В 1952-м, мощность мотора была увеличена с 50 до 52 л.с. при 3600 об/мин. С этим двигателем «Победа» максимально разгонялась до 105 км/ч и достигала 100 км/ч за 46 секунд. Снаряженная масса машины составляла 1460 кг.
   С открытием нового производства (новый современный цех) у «Победы» появились модификации: ГАЗ М–20А — такси и ГАЗ М–20Б — кабриолет. Кабриолет отличался от базовой модели усиленным кузовом. Победа стала первым автомобилем, массово поступившим на службу в такси.
   До того лишь незначительная часть ЗИСов колесила по улицам самых крупных городов. До 1955 года, когда на смену «Победе» второй серии пришла новая модель, успели выпустить порядка 160 тысяч автомобилей. В ходе последней модернизации «Победа» получила новую облицовку радиатора, более привлекательную обивку салона, новое рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала, радиоприемник А-8 и новую эмблему на облицовке радиатора. В результате всех модернизаций автомобилю присвоили новый индекс — М–20В.
   Выпускалась и полноприводная модель ГАЗ-72.

ГАЗ-М20 "Победа"
ГАЗ-М20 "Победа"
ГАЗ-М20
ГАЗ-М20

   Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах, в Бельгии, в ряде государств Западной Европы, где появились первые торговые представители горьковской марки. По советской лицензии ГАЗ М-20 под маркой "Варшава" в течение 23 лет производили в Польше на заводе FSO.
   Всего же за двенадцать с половиной лет с конвейера сошло более 236 тысяч автомобилей ГАЗ М-20, включая 14222 кабриолетов и 37492 такси.

 
ГАЗ-М20 «Победа»
Годы выпуска
1946-1958
Габариты (Д/Ш/В), мм
4665 x 1695 x 1640
Колёсная база, мм    
2700
Расп. и кол-во цилиндров      
R4
Система питания     
Карбюратор
Рабочий объём двигателя, л
2.111
Масса снаряж. \ полн., кг
1460\ 1835
Мощность двигателя,  л. с. при об/мин.
52/3600
Коробка передач
3-ступенчата мех.
Колесная формула, тип привода
4x2, задний
Подвеска, передняя \ задняя
независимая пружинная \ цельная балка заднего моста на рессорах
Рулевое управление
 
Тормозная система 
барабанные мех. всех колес
Максимальная скорость, км/ч    
105
Вредя разгона до 100 км.ч, с
46
Расход топлива
  при 60 км/ч, л/100 км
 

Модельный ряд «ГАЗа»:
Довоенные: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ГАЗ-03-30
Легковые: ГАЗ-М 20 «Победа», ГАЗ 21 “Волга”, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102\31029 «Волга», ГАЗ-3110\31105 «Волга», ГАЗ-3103\3104\3111 «Волга»Грузовые: ГАЗ-51, ГАЗ-651, ГАЗ-653, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗель\Соболь, ГАЗ-4301, ГАЗ-3310 «Валдай»
Представительские: ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ - 13 / 14 ("Чайка")
Внедорожные: ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69А, ГАЗ-63\ГАЗ-66, ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-3106 «Атаман-2»