ГАЗ-51\
ГАЗ-651\ ГАЗ-653
Производитель: ГАЗ \ ГЗА
Модель \ семейство: ГАЗ-51\ ГАЗ-651\ ГАЗ-653
Модификации: 51А, 51Б, 51Ж, 651, 653
Годы на конвейере: 1946-1975, 1949-1950
Описание: первый послевоенный грузовик ГАЗа
В целях развития отечественного двигателестроения в 1936 году в США была закуплена партия 6-цилиндровых нижнеклапанных двигателей Dodge. Их копии — ГАЗ-11 и были освоены в производстве в 1937 году на Горьковском автомобильном заводе. В феврале того же года начались работы по созданию новой базовой грузовой модели ГАЗ-11-51 с двигателем ГАЗ-11, взамен устаревающей "полуторки" ГАЗ-ММ. Работу поручили конструктору Владимиру Михайловичу Кудрявцеву.
В годы ВОВ на площадях Горьковского автозавода из поставляемых по ленд-лизу комплектов собирались американские грузовики, в частности Studebaker, но война не прервала работ по отечественным грузовикам, предназначавшихся к серийному выпуску по ее окончании.
Летом 1938 года приступили к изготовлению узлов шасси, а уже в январе 1939 года были готовы два опытных образца ГАЗ-11-51, оперением кабины напоминающие грузовой "Додж" того времени. Новыми стали не только кабина и силовой агрегат, но и рама, подвеска колес, рулевой механизм, передний мост. С ГАЗ-ММ его роднила сходная конструкция коробки передач и заднего моста. Новая 2-тонка выдержала испытательный пробег и летом 1940 года демонстрировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
3 февраля 1943 года И.В. Сталину доложили о работе над грузовыми автомобилями ГАЗ-51 и на грузовик было получено добро, но было велено увеличить грузоподъемность ГАЗ-51 на 500 кг. Для этого конструкторы ГАЗа сдвинули кабину и двигатель вперед и таким образом увеличили длину кузова на требовавшиеся полметра не меняя колесной базы. Такая компоновка обеспечивала хорошую маневренность, рациональное использование габаритов и вместе с тем сохраняла приемлемое распределение веса по осям, что обеспечивало хорошую проходимость автомобиля.
Прототип окончательного варианта нового грузовика был готов к маю 1944 года, а 19 июня 1945 года первые ГАЗ-51 «нулевой» серии торжественной колонной въехали через Спасские ворота в Кремль, где и были продемонстрированы И.В. Сталину. Первые серийные ГАЗ-51 завод начал изготавливать в декабре 1945 года, а их массовый выпуск был развернут в июне 1946 года. До октября 1947 года с конвейеров в Горьком сходили параллельно ГАЗ-51 и ГАЗ-ММ, пока производство последних не передали на УАЗ. В этом же году за создание автомобиля ГАЗ-51 группа инженеров ГАЗа была удостоена Государственной премии СССР.
ГАЗ-51А | ГАЗ-51Ж |
Этот автомобиль продержался на конвейере 29 лет. Для того времени ГАЗ-51 представлял собой весьма передовую и совершенную конструкцию. Его создатели при небольшом увеличении массы по сравнению с предшественником сумели повысить грузоподъемность более чем в полтора раза и межремонтный пробег в два раза. Усиленная рама и узлы ходовой части обладали немалым запасом прочности и могли эксплуатироваться с большими перегрузками.
Шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель мощностью 70 л.с. позволял развивать скорость 70 км/час. Четырехступенчатая коробка передач не имела синхронизаторов.
Переднее стекло состояло из двух подъемных половинок с вакуумным стеклоочистителем. На ранних образцах отсутствовали фартуки деревянных подножек и отопитель, зато на двигателе располагался специальный насос для накачки шин.
За три десятка лет автомобиль неоднократно модернизировали. Первоначально на машинах, в связи с острым дефицитом стального листа в послевоенные годы, стояла кабина смешанной деревянно-металлической конструкции с деревянными подножками. Позже кабины стали цельнометаллическими. В 1955 году автомобиль подвергся модернизации, получив индекс ГАЗ-51А. На машины стали устанавливать новый кузов с тремя откидными бортами и центральный тормоз барабанного типа.
Выпуск ГАЗ-51 продолжался до 2 апреля 1975 года. Эта машина была самым массовым автомобилем в стране: за все годы было было построено 3481033 грузовиков и шасси, в том числе 11418 на Иркутском автосборочном заводе (в 1950-52 годах).
Конструкция автомобиля оказалась настолько удачной, что его производство по советской технической документации развернули в ПНР ("Люблин-51"), КНДР ("Сынри-58") и КНР ("Юэцзинь-134").
Модификации «ГАЗ-51»:
ГАЗ-93 - самосвал, сконструированный на Уральском автозаводе, собирались выпускать на Новосибирском автомобильном заводе (НАЗ), но после его перепрофилирования, выпуск самосвала в 1948 году был налажен на Одесском автосборочном заводе (ОдАЗ). Самосвал изготавливался на шасси автомобиля ГАЗ-51 с укороченной (на 320 мм) рамой. С 1955 года на смену ГАЗ-93 пришёл модернизированный самосвал ГАЗ-93А. В 1958 году его производство было передано на Саранский завод автосамосвалов (САЗ).
ГАЗ-51Б – газобалонный автомобиль с двигателем, работающим на сжатом газе. Выпускался с 1949 года.
ГАЗ-41 (АП-41) - опытный полугусеничный грузовик на базе ГАЗ-51. В течении периода испытаний в 1950-51 годах машины не раз модернизировали. Первоначально ГАЗ-41 имели гусеничный ход на четырех опорных катках. Впоследствии ходовую часть сделали на трех опорных катках.
ГАЗ-51Ж - газобаллонный автомобиль на шасси ГАЗ-51 с двигателем, приспособленным к использованию для работы на газе. Грузовик превосходил по многим показателям свой серийный аналог — ГАЗ-51, работающий на традиционном топливе — бензине. Выпускался с 1954 года.
ГАЗ-51П - седельный тягач на базе грузового автомобиля ГАЗ-51А. У ГАЗ-51П, в отличие от базовой модели, была изменена главная передача ведущего моста, помимо седельно-сцепного устройства были установлены: дополнительный бензобак емкостью 105 л; гидровакуумный усилитель в приводе тормозов; специальный вывод для тормозов полуприцепа; кронштейн для запасного колеса позади кабины. Выпускался с 1956 года по 1975 год.
Кроме перечисленных вариантов грузовика выпускались: грузопассажирское такси ГАЗ-51Р и его экспортный вариант ГАЗ-51РУ; грузовое такси ГАЗ-51Т; шасси под автоцистерну ГАЗ-51М; автомобиль для сельского хозяйства с дополнительным топливным баком ГАЗ-51С (позднее ГАЗ-51АС) и его вариант с экранированным электрооборудованием ГАЗ-51СЭ; экспортные модификации ГАЗ-51АУ и ГАЗ-51Ю (для районов с тропическим климатом); автомобиль с дополнительным 105-литровым топливным баком и решетчатым кузовом с откидными скамьями вдоль боковых бортов от ГАЗ-63 ГАЗ-51Н и его экспортный вариант ГАЗ-51НУ.
На шасси ГАЗ-51 выпускалось множество моделей автобусов для местного сообщения. В 1949 году началось производство автобуса ГЗА-651 Горьковского завода автобусов (ГЗА).
«ГАЗ-651» снабжался трехдверным кузовом с деревянным каркасом и стальной наружной обшивкой. Он был рассчитан на перевозку 23 пассажиров, имея 19 мест для сидения.
Также на базе ГАЗ-51 строились санитарные ГАЗ-653 (с 1950 года), в кузове которого было предусмотрено четверо носилок или 13 мест для сидения и АС-3 рассчитанный на семь лежащих больных и двух сидящих или соответственно на четыре и шесть человек либо только на 14 сидящих больных.
В 1950 году было решено преобразовать Горьковский автобусный завод в Горьковский завод специализированных автомобилей («ГЗСА») и наладить на нем производство фургонов и других кузовов для определенных типов грузов, устанавливавшихся на шасси «ГАЗ-51» и «ГАЗ-63». Производство же автобусов «ГАЗ-651» и «санитарок» «ГАЗ-653» было передано на Павловский автобусный завод, где машины получили марки «ПАЗ-651» и «ПАЗ-653», а затем производство их было развернуто на Курганском автобусном заводе, после того как «ПАЗ» в 1962 году приступил к выпуску вагонных автобусов местного сообщения «ПАЗ-652». Специально для КАвЗ-651А ГАЗ наладил выпуск шасси: ГАЗ-51И, ГАЗ-51ИУ (для автобусов в экспортном исполнии) и ГАЗ-51ИЮ (для автобусов в экспортном исполнии для районов с тропическим климатом).
| ГАЗ-51 \ 51Б \ 51Ж | ГАЗ-93 | ГАЗ-651 |
Годы выпуска | 1946-1975 | | 1949-1950 |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 5715 х 2200 х 2130 | 5240 х 2090 х 2130 | 6170 х 2360 х 2625 |
Колёсная база, мм | 3300 | 3300 | 3300 |
Расп. и кол-во цилиндров | 6 | 6 | 6 |
Система питания | карбюратор | карбюратор | карбюратор |
Рабочий объём двигателя, л | 3.485 (ГАЗ-51) | 3.485 (ГАЗ-51) | |
Масса снаряж. \ полн., кг | 2710\3100\2800 | 3025 | 3750 |
Мощность двигателя, л. с. | 70\2800, 56\2800, 62 \2800 | 70\2800 | |
Крутящий момент двигателя, | | | |
Коробка передач | 4-ступ. мех. без синхрониз. | | |
Колесная формула, тип привода | 4x2 | 4x2 | 4х2, задний |
Грузоподъемность, кг | 2500\2000\2500 | 2250 | - |
Подвеска передняя\ задняя | | | |
Пассажировместимость: | - | - | 19\23 |
Тормозная система | гидровакуумный усилитель | Мех., только на задние | только на задние |
Максимальная скорость, км/ч | 70\65\70 | 70 | 70 |
Расход топлива | 26,5\34,0\32,0 | 28,0 | |
Модельный
ряд «ГАЗа»:
Довоенные: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ,
ГАЗ-ААА, ГАЗ-03-30
Легковые: ГАЗ-М 20 «Победа»,
ГАЗ 21 “Волга”,
ГАЗ-24 «Волга»,
ГАЗ-3102\31029
«Волга», ГАЗ-3110\31105
«Волга», ГАЗ-3103\3104\3111 «Волга»
Грузовые:
ГАЗ-51,
ГАЗ-651, ГАЗ-653, ГАЗ-52, ГАЗ-53,
ГАЗель\Соболь,
ГАЗ-4301, ГАЗ-3310
«Валдай»
Представительские: ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ
- 13 / 14 ("Чайка")
Внедорожные: ГАЗ-61,
ГАЗ-64, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69А, ГАЗ-63\ГАЗ-66,
ГАЗ-2308
«Атаман», ГАЗ-3106 «Атаман-2»