Внимание! Данный сайт устарел.
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!
ГАЗ-А \ ГАЗ-АА \ ГАЗ-ММ \ ГАЗ-ААА \ ГАЗ-03-30
Производитель: НАЗ\ГАЗ
Модель \ семейство: -
Модификации: -
Годы на конвейере: 1932 – 1936 \ 1932 – 1949 \ 1938—1946 \ - \ 1933 — 1941 и 1945 — 1950
Описание: первые массовые советские автомобили
С декабря 1932 г. началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А. Выпущено 41917 штук.
ГАЗ-АА (полуторка) — грузовой автомобиль грузоподъемностью 1,5 т, известный как полуторка. Представлял собой доработанную лицензионную копию американского грузовика Форд АА образца 1930 года.
Первый серийный ГАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода 29 января 1932 года. Уже к концу года завод выпускал по 60 грузовиков в сутки.
В отличие от американского Ford AA, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т.д. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дермантиновой крышей. В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1» более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал.
После начала ВОВ из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В с различными вариантами комплектации. В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена.
Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Всего собрано 829 808 автомобилей.
ГАЗ-410 — самосвал на шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, грузоподъёмность 1,2 т, кузов цельнометаллический саморазгружающегося типа. Годы выпуска: 1934—1946.
ГАЗ-ААА — трёхосный (6х4) грузовой автомобиль повышенной проходимости, грузоподъёмность 2,0 т. Создан на базе лицензионного грузовика «Форд-Тимкен» образца 1931 года. На базе ГАЗ-ААА серийно выпускались штабной автобус ГАЗ-05-193 (1936—1945), а также серийные бронеавтомобили БА-6 (1936—1938, 394 ед.), БА-10А (1938—1939) и БА-10М (1939—1941, суммарно 3331 ед.).
ГАЗ-03-30 — советскийавтобус малого класса на шасси грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Первый советский служебный автобус получил индекс «ГАЗ-03-30», потому что разрабатывался на основе изучения американского школьного автобуса «Туре-330». Служебный автобус «ГАЗ-03-30» представлял собой двухосный автомобиль с автобусным кузовом, вместимостью 17 человек, включая шофера. Кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой. Он изготавливался из древесины твердых пород или березы, а снаружи боковые стенки обивались железным листом толщиной 1 мм, задняя - толщиной 0,6 мм.
Для водителя была выделена кабина, имевшая отдельную дверь и снабженная мягким сиденьем со спинкой. Подушка сиденья использовала пружины, в то время как спинка пружин не имела, однако отличалась достаточной мягкостью. Такую же конструкцию повторяли и пассажирские кресла. Помимо водительской, в кузове были еще две двери. Входная, пассажирская, снабженная механическим затвором, с внутренней стороны имела ручку для открывания и закрытия. Дверь кабины водителя — лимузинного типа - оборудовалась поднимающимся боковым стеклом. Третья, запасная, дверь находилась в задней части автобуса и служила для аварийной эвакуации пассажиров.
На базе автобуса были построены: санитарный автомобиля, получивший индекс «ГАЗ-55», автолавки с боковыми сдвижными створками, при поднятии которых автобус превращался в магазин на колесах. Санитарные автобусы «ГАЗ-55» во время войны повсеместно использовались для перевозки раненых, в нем можно было перевозить четырех человек на носилках (в том числе и подвесных) и двоих на откидных сиденьях либо соответственно двух и пятерых человек.
Когда началось серийное производство трехосного грузовика «ГАЗ-ААА», кузов автобуса «ГАЗ-03-30» в несколько измененном виде стали устанавливать на шасси этого вездехода. В 1936 году началось серийное производство таких автобусов под индексом «ГАЗ-05-193». Эта машина имела только 9 мест и служила передвижным штабом, в котором в полевых условиях могло размещаться командование военными операциями. Штабной автобус имел намного большую проходимость, чем обычный, однако скорость снизилась до 50 км/ч.
В первые послевоенные годы на ГАЗе возобновилось производство автобусов «ГАЗ-03-30». Автобусы послевоенных лет выпуска отличались упрощёнными угловатыми крыльями и прочими особенностями конструкции, аналогичными ГАЗ-ММ-В. Но модель окончательно устарела. Поэтому в 1949 году на заводе были созданы автобус для местного сообщения модель «ГАЗ-651» и санитарный автобус «ГАЗ-653» на шасси нового грузовика «ГАЗ-51», запущенного в производство в 1946 году.
Машины «ГАЗ-03-30» и «ПАЗ-651» являлись самыми распространенными автобусами довоенного периода и первых послевоенных лет. Многие «ГАЗ-03-30» эксплуатировались до середины 70-х годов. ГАЗ-03-30 был самым массовым отечественным автобусом, широко применялся не только как служебный и экскурсионный, но и как городской на регулярных маршрутах.Всего произведено 18 613 автобусов.
Модификации“ГАЗ-03-30”:
ГАЗ-55(М-55) — санитарный автомобиль, выпускавшийся в 1938—1945 гг.
ГАЗ-05-193 — штабная модификация на трёхосном шасси ГАЗ-ААА, выпускалась в 1941—1945 гг.
ГАЗ-А |
ГАЗ-АА\ ММ |
ГАЗ-03-30 | |
Годы выпуска |
1932-1936 |
1932 – 1949 \ 1938—1946 |
1933 — 1941 и |
Габариты (Д/Ш/В), мм |
3875 x 1710 x 1780 |
5330 х 2040 х 1970 |
5300 х 2100 х 2530 |
Колёсная база, мм |
3340 | ||
Тип кузова |
5-местный 4-дверный |
грузовой |
автобус |
Система питания |
карбюратор | ||
Рабочий объём двигателя, л |
3.285 |
3,2 |
3.285 |
Масса снаряж. \ полн., кг |
1080 |
1810 |
2270\2370 (ГАЗ-55) |
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. |
40/2200 |
40, 50 |
50 |
Мест для сидения |
- |
17 | |
Коробка передач |
3-х ступ. |
четырехступенчатая | |
Тормозная система |
механический, колодочный |
механический |
механический |
Максимальная скорость, км/ч |
90 |
70 |
65 |
Расход топлива |
12,0 |
20,5 |
Модельный ряд «ГАЗа»:
Довоенные: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ГАЗ-03-30
Легковые: ГАЗ-М 20 «Победа», ГАЗ 21 “Волга”, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102\31029 «Волга», ГАЗ-3110\31105 «Волга», ГАЗ-3103\3104\3111 «Волга»
Довоенные: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ГАЗ-03-30
Легковые: ГАЗ-М 20 «Победа», ГАЗ 21 “Волга”, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102\31029 «Волга», ГАЗ-3110\31105 «Волга», ГАЗ-3103\3104\3111 «Волга»
Грузовые: ГАЗ-51, ГАЗ-651, ГАЗ-653, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗель\Соболь, ГАЗ-4301, ГАЗ-3310 «Валдай»
Представительские: ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ - 13 / 14 ("Чайка")
Внедорожные: ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69А, ГАЗ-63\ГАЗ-66, ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-3106 «Атаман-2»
Представительские: ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ - 13 / 14 ("Чайка")
Внедорожные: ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б, ГАЗ-69А, ГАЗ-63\ГАЗ-66, ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-3106 «Атаман-2»