СЕМЕЙСТВО «САМАРА»
Производитель: АвтоВАЗ
Модель \ семейство: ВАЗ-2108, 2109
Модификации: 2108, 2109
Годы на конвейере: 1984-
Описание: первые переднеприводные ВАЗы
Еще с середины 70-х гг. основные усилия вазовских конструкторов были сосредоточены на создании новой переднеприводной машины. Опытные образцы были готовы в начале 80-х гг., но их доводка и подготовка производства требовали много времени.
В 1984 году на смену классическим заднеприводным ВАЗам пришло семейство переднеприводных малолитражных автомобилей с клиновидным трехдверным кузовом типа хэтчбек - Лада Самара. Первоначально на внутреннем рынке линейка Лада Самара носила название «Спутник», а название Самара (Samara) использовалось только для экспортных моделей. Оказалось, что слово «Спутник» за рубежом малопонятно и в 1985 году руководство завода принимает решение переименовать модель в «Самару». По традиции автомобили с конвейера сходили в двух исполнениях - для внутреннего рынка и для международного. Соответственно было два варианта написания названия: "Самара" и "Samara". С некоторых пор на участке, где таблички с названием устанавливались на кузов, "Самар" оставалось больше, чем "Samara": внутри страны машины с надписью латиницей и стоили дороже, и расходились быстрее.
Это была принципиально новая машина. Кузов имел более современную аэродинамику, а благодаря накопленному опыту его сумели сделать более защищенным от коррозии.
Новая компоновка потребовала создания иного силового агрегата, и «ВАЗ-2108» получил совершенно новые двигатель мощностью 65 л.с. и коробку передач, причем в доводке силового агрегата принимала участие фирма «Порше».
С выпуском этой модели автомобиля ваз 2108 началось производство переднеприводных машин в России.
В 1987 году начался выпуск модели — «ВАЗ-2109» «Спутник» / LADA Samara forma («девятки») с пятидверным кузовом хэтчбек.
В отличие от своей соплеменницы "восьмерки" ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara рассматривалась как более "солидная" машина для семейного человека - сказывается наличие пяти дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Модель - это, в сущности, "девятка" с четырехдверным кузовом седан.
С 1988 г. «девятка» и ее модификации («ВАЗ-21091» и «ВАЗ-21093», отличающиеся двигателем) становятся самой массовой переднеприводной моделью ВАЗа. Более удачную модификацию "девятки" ВАЗ-21093 выпустили в 1990-м году.
При сложенном заднем сиденье машина трансформировалась в грузопассажирский вариант, подобный "универсалу". Базовый ВАЗ-2109 оснащали поперечно расположенным карбюраторным 1,3-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 65 л.с., с которым полностью загруженный автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 18 с и достигал скорости 156 км/ч.
С начала 90-х автомобили в комплектации "Люкс" оснащали иной, более современной панелью приборов с тахометром и маршрутным компьютером. Применяемая гамма двигателей пополнилась мотором с системой распределенного впрыска топлива.
Базовый ВАЗ-2109 оснащали поперечно расположенным карбюраторным 1,3-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 65 л.с., с которым полностью загруженный автомобиль (полезная нагрузка 425 кг) разгоняется до 100 км/ч за 18 с и достигает скорости 156 км/ч. ВАЗ-21093 оснащали 72-сильным 1,5-литровым двигателем ВАЗ-21083. ВАЗ-21093i - с 1,5-литровым инжекторным двигателем. Так же выпускалась модификация с двигателем рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ-21091).
В 1995-м передняя часть прошла рестайлинг: решетка радиатора перестала оплавляться. Последнюю косметическую модернизацию провели в середине 1997 года, при этом комплектация фактически не менялась.
Варианты исполнения: для автомобилей с карбюраторными двигателями - "стандарт" (ВАЗ-21093-00), "норма" (ВАЗ-21093-01) и "люкс" (ВАЗ-21093-02), для автомобилей с двигателями с распределенным впрыском топлива - "стандарт" (ВАЗ-21093-20), "норма" (ВАЗ-21093-21) и "люкс" (ВАЗ-21093-22).
ВАЗ-2109 и модификации прекратили выпускать с 1997 года в связи с прекращением производства недостаточно мощных двигателей типа ВАЗ-2108.
ВАЗ-21099 | ВАЗ-21099 |
Появление на конвейере в 1990 г. седана «ВАЗ-21099» завершило процесс постановки на производство семейства «Самар». Увеличение заднего свеса увеличило длину машины на 200 мм по отношению к другим автомобилям семейства. У этой модели оригинальная облицовка радиатора, капот и передние крылья были выполнены без пластиковой "маски", а салон отличался новой панелью с тахометром. Впоследствии эти решения перешли на все семейство "Самара".
ВАЗ 21099 - переднеприводной седан с бензиновым двигателем объемом 1,5 литра и 5-скоростной механической коробкой передач. Модель ВАЗ-21099i 1,5 комплектовали инжектором.
С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объемом 1,3л (ВАЗ-210993) и 1,5л (ВАЗ-21099). Предусмотрены следующие варианты исполнения для автомобилей с карбюраторными двигателями - "стандарт" (ВАЗ-21099-00), "норма" (ВАЗ-210992-01) и "люкс" (ВАЗ-21099-02), для автомобилей с распределенным впрыском топлива - "стандарт" (ВАЗ-21099-20), "норма" (ВАЗ-210992-21) и "люкс" (ВАЗ-21099-22).
|
21081, 21083, 2108, |
2109, 21091, 21093(i) |
21099, 21099-20 |
Годы выпуска |
1984-1997, 1984-2003, |
1987-1997,-1997, |
1990-2004, 1997-2004 |
Габариты, мм |
4006 х 1650 х 1402 |
|
4205 х 1650 х 1402 |
Колёсная база, мм |
2460 |
|
2460 |
Тип кузова |
|
|
|
Кол-во цилиндров |
|
|
L4 |
Объём двигателя, л |
1.1, 1.499, 1.3, 1.5i |
1,3, 1.1, 1.5 |
1.5, 1.5i |
Масса снаряж. \ полн., кг |
920\1365 |
+425 |
970\1395 |
КПП |
|
|
|
Мощность дв., л. с. \об.м. |
54/5600, 70/5600, 64/5600, 78/5400 |
65/5600, , 72 (78-i)/5600 |
70/5600, 78/5400 |
Макс. скорость, км/ч |
156 |
156 |
|
Привод |
передний |
передний |
передний |
Система питания |
карбюратор |
карбюратор (i-инжектор) |
карбюратор (i-центральн. |
Тормозная система |
передние дисковые, задние барабанные |
передние дисковые, задние барабанные |
передние дисковые, |
Подвеска передн. \ задн. |
независимая т. McPherson \ продольный рычаг |
независимая т. McPherson \ продольный рычаг |
независимая т. McPherson |
Дин. разгона 0-100 км/ч, с |
|
18,13 |
14 |
Расход топл. на 100 км, л |
5.9 |
|
8.5 |
Модельный
ряд "ВАЗ":
Классика 2101-2102, 2103 и 2106, 2104, 2105, 2107
Переднеприводные Самара, Десятка, Самара-2, Калина, Приора
Другие Нива, Ока
Классика 2101-2102, 2103 и 2106, 2104, 2105, 2107
Переднеприводные Самара, Десятка, Самара-2, Калина, Приора
Другие Нива, Ока