Волжский Автомобильный Завод
История предприятия
Полное название: Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ»
Другие названия: Волжский автомобильный завод
Страна: СССР, Россия
Адрес: г. Тольятти, Самарская область
Существование: 1967-наши дни
«ВАЗ» - российский автогигант (крупнейший автомобильный завод России и Европы), специализирующийся на производстве легковых автомобилей марок «Жигули», «Лада» и «Нива». За период 1970 – 2007 годов предприятием выпущено более 23 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать ежегодно свыше 700 000 автомобилей.
«ВАЗ» - российский автогигант (крупнейший автомобильный завод России и Европы), специализирующийся на производстве легковых автомобилей марок «Жигули», «Лада» и «Нива». За период 1970 – 2007 годов предприятием выпущено более 23 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать ежегодно свыше 700 000 автомобилей.
«Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы заполнить советский дефицитный авто-рынок. Но создатели столкнулись с массой проблем; сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека - с каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно росла.
Самыми популярными стали, кроме первой, шестая девятая модели.
За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят итальянский FIAT – 124, отлично зарекомендовавший себя на Парижском автосалоне 1966 года. Его выбор, как прототипа нового советского автомобиля, был сделан отчасти потому, что его признали лучшим автомобилем 1966-го года по итогам голосования европейских специалистов.
Как бы там ни было, но 4 мая 1966 года договор с FIAT был подписан.
Переднеприводная "Аутобьянка-Примула" 1964 года также отлично прошла сравнительные испытания в СССР, но глава итальянского концерна В. Валетта настаивал на модели "124", убедив представителей Минавтопрома, что перспективней именно "124"-я машина. Важное преимущество ФИАТ-124 состояло в том, что у машины была классическая компоновка, и все агрегаты находились на привычных для советского автомобилиста местах, также он был достаточно технологичный в производстве, что и решило вопрос в его пользу.
Для массового производства нового автомобиля, получившего маркировку ВАЗ-2101 и прозванного позже «Копейка», в г. Ставрополе-на-Волге (затем — Тольятти) за три с небольшим года был построен завод, рассчитанный на ежегодный выпуск более 600 тысяч легковых автомобилей.
Строительство завода началось в 1967 году. Совет Министров СССР назначил зам. министра автомобильной промышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а главным конструктором ВАЗа В.С.Соловьева. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1970-м. 19 апреля 1970 года первая «копейка» сошла с его конвейера, хотя массовое производство малолитражки началось лишь в сентябре. Всего в том году была собрана 21 тысяча ВАЗ-2101. Автомобиль получил торговое название «Жигули».
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию "Жигулей" - ВАЗ-2103.
15 апреля 1974 года с главного конвейера АвтоВАЗа сошел миллионный автомобиль модели ВАЗ-2101.
«Копейка» стала родоначальником всей «вазовской» классики.
ВАЗ активно участвует на различных выставках. В мае 1973 года в автосалоне в Нью-Йорке ВАЗ «познакомил с собой» Америку, в 1974 – Англию (тогда же начался выпуск «праворульных» автомобилей). ВАЗ-21011 был удостоен "золотой медали" на международной ярмарке в Лейпциге в сентябре 1975 года.
В 1977 появилась новая полноприводная модель ВАЗ-2121 «Нива».
В январе 1980 г. на Волжском автозаводе появился первенец «второго поколения» заднеприводных автомобилей - ВАЗ 2105. Процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в 1980-е годы ее экспортного варианта «Лада» не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели. Постепенное замещение «шестерки» «десяткой» началось в 1997 году, но вплоть до середины 2000-х годов так и не было осуществено.
21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая камская микролитражка ВАЗ Ока-1111.
В начале 90-х новое импортное оборудование для производства прибыло в Тольятти и легло на складе «мертвым грузом» оборудованием (его оплатил СССР накануне своего распада). ВАЗ оказался в «заколдованном круге»: на инсталляцию этого высокопроизводительного оборудования у завода не было денег, так что реально оно не «работало». Но формально оно уже числилось за ВАЗом, и налоговые службы требовали оплаты налога с этих «производственных мощностей».
Поскольку стратегического инвестора найти не удалось, а государство помочь с кредитами отказалось, ВАЗ вынужден был пойти на недоплату налогов государству. В первой половине 1990‑х гг. для инсталляции оборудования и постановки на конвейер автомобиля «ВАЗ 2110», с которым связывались большие надежды, руководство завода пошло на крайне рискованный шаг. В 1995 г. завод ежемесячно перечислял в федеральный бюджет менее половины положенных средств. А в первом полугодии 1996 шумок вышедшей на финишную прямую президентской гонки, ВАЗ перечислил в госбюджет только 4% положенных средств. За счет недоплаты налогов удалось начать серийное производство «десятки». К 1997 г. общая сумма налоговой задолженности ВАЗа с учетом пени и штрафов приблизилась к 2 млрд. долл. Контрольный пакет его акций был передан в залог государству. Это вынудило ВАЗ восстановить текущие платежи и после переговоров с правительством, которому было невыгодно банкротство автогиганта, договориться о реструктуризации долга.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ вступил в полосу полной перестройки своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 1990-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство. В 1998 году с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями. В 2000 выпущен ВАЗ 2112 хэтчбек.
На заводе осуществляется металлургическое, прессовое производство, сварочное производство, окраска кузовов, производство пластмассовых изделий, сборка на четырех линиях конвейера. Серийно выпускаются: семейство «Lada Classic» («Лада Классик») — седаны с приводом на задние колеса; семейство «Lada Samara II» («Лада Самара II») — седан, трехдверный и пятидверный хэтчбеки с приводом на передние колеса; семейство «Lada 110» («Лада 110») — седан, пятидверные хэтчбек и универсал с приводом на передние колеса; «Lada Niva» («Лада Нива») — полноприводный автомобиль повышенной проходимости; семейство «Lada Kalina» («Лада Калина») — очередное поколение автомобилей, освоенное заводом осенью 2004 года. Кроме того, АвтоВАЗ продолжает выпуск комплектующих и запасных деталей для моделей, снятых с производства или производство которых перенесено в другие города и страны. Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ.
«АвтоВАЗ» совместно c «General Motors» и Европейским банком реконструкции и развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска внедорожного автомобиля «Chevrolet Niva».
Первая опытно-промышленная партия автомобилей “Калина” была выпущена в 2004 году.
С конца 2007 года началось производство седана ВАЗ-2170 «Приора». Следом за ним поступили хетчбек и универсал. Производство «классики» предполагается до 2011 года.
Модельный ряд "ВАЗ":
Классика 2101-2102, 2103 и 2106, 2104, 2105, 2107
Переднеприводные Самара, Десятка, Самара-2, Калина, Приора
Другие Нива, Ока
Источники раздела: vaz.autosite.com.ua, lada-quadrat.ucoz.ru, autosvit.com.ua, automir.dp.ua, autoretro.com.ua, infocar.com.ua
Самыми популярными стали, кроме первой, шестая девятая модели.
За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят итальянский FIAT – 124, отлично зарекомендовавший себя на Парижском автосалоне 1966 года. Его выбор, как прототипа нового советского автомобиля, был сделан отчасти потому, что его признали лучшим автомобилем 1966-го года по итогам голосования европейских специалистов.
Как бы там ни было, но 4 мая 1966 года договор с FIAT был подписан.
Переднеприводная "Аутобьянка-Примула" 1964 года также отлично прошла сравнительные испытания в СССР, но глава итальянского концерна В. Валетта настаивал на модели "124", убедив представителей Минавтопрома, что перспективней именно "124"-я машина. Важное преимущество ФИАТ-124 состояло в том, что у машины была классическая компоновка, и все агрегаты находились на привычных для советского автомобилиста местах, также он был достаточно технологичный в производстве, что и решило вопрос в его пользу.
Для массового производства нового автомобиля, получившего маркировку ВАЗ-2101 и прозванного позже «Копейка», в г. Ставрополе-на-Волге (затем — Тольятти) за три с небольшим года был построен завод, рассчитанный на ежегодный выпуск более 600 тысяч легковых автомобилей.
Строительство завода началось в 1967 году. Совет Министров СССР назначил зам. министра автомобильной промышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а главным конструктором ВАЗа В.С.Соловьева. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1970-м. 19 апреля 1970 года первая «копейка» сошла с его конвейера, хотя массовое производство малолитражки началось лишь в сентябре. Всего в том году была собрана 21 тысяча ВАЗ-2101. Автомобиль получил торговое название «Жигули».
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию "Жигулей" - ВАЗ-2103.
15 апреля 1974 года с главного конвейера АвтоВАЗа сошел миллионный автомобиль модели ВАЗ-2101.
«Копейка» стала родоначальником всей «вазовской» классики.
ВАЗ активно участвует на различных выставках. В мае 1973 года в автосалоне в Нью-Йорке ВАЗ «познакомил с собой» Америку, в 1974 – Англию (тогда же начался выпуск «праворульных» автомобилей). ВАЗ-21011 был удостоен "золотой медали" на международной ярмарке в Лейпциге в сентябре 1975 года.
В 1977 появилась новая полноприводная модель ВАЗ-2121 «Нива».
В январе 1980 г. на Волжском автозаводе появился первенец «второго поколения» заднеприводных автомобилей - ВАЗ 2105. Процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в 1980-е годы ее экспортного варианта «Лада» не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели. Постепенное замещение «шестерки» «десяткой» началось в 1997 году, но вплоть до середины 2000-х годов так и не было осуществено.
21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая камская микролитражка ВАЗ Ока-1111.
В начале 90-х новое импортное оборудование для производства прибыло в Тольятти и легло на складе «мертвым грузом» оборудованием (его оплатил СССР накануне своего распада). ВАЗ оказался в «заколдованном круге»: на инсталляцию этого высокопроизводительного оборудования у завода не было денег, так что реально оно не «работало». Но формально оно уже числилось за ВАЗом, и налоговые службы требовали оплаты налога с этих «производственных мощностей».
Поскольку стратегического инвестора найти не удалось, а государство помочь с кредитами отказалось, ВАЗ вынужден был пойти на недоплату налогов государству. В первой половине 1990‑х гг. для инсталляции оборудования и постановки на конвейер автомобиля «ВАЗ 2110», с которым связывались большие надежды, руководство завода пошло на крайне рискованный шаг. В 1995 г. завод ежемесячно перечислял в федеральный бюджет менее половины положенных средств. А в первом полугодии 1996 шумок вышедшей на финишную прямую президентской гонки, ВАЗ перечислил в госбюджет только 4% положенных средств. За счет недоплаты налогов удалось начать серийное производство «десятки». К 1997 г. общая сумма налоговой задолженности ВАЗа с учетом пени и штрафов приблизилась к 2 млрд. долл. Контрольный пакет его акций был передан в залог государству. Это вынудило ВАЗ восстановить текущие платежи и после переговоров с правительством, которому было невыгодно банкротство автогиганта, договориться о реструктуризации долга.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ вступил в полосу полной перестройки своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 1990-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство. В 1998 году с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями. В 2000 выпущен ВАЗ 2112 хэтчбек.
На заводе осуществляется металлургическое, прессовое производство, сварочное производство, окраска кузовов, производство пластмассовых изделий, сборка на четырех линиях конвейера. Серийно выпускаются: семейство «Lada Classic» («Лада Классик») — седаны с приводом на задние колеса; семейство «Lada Samara II» («Лада Самара II») — седан, трехдверный и пятидверный хэтчбеки с приводом на передние колеса; семейство «Lada 110» («Лада 110») — седан, пятидверные хэтчбек и универсал с приводом на передние колеса; «Lada Niva» («Лада Нива») — полноприводный автомобиль повышенной проходимости; семейство «Lada Kalina» («Лада Калина») — очередное поколение автомобилей, освоенное заводом осенью 2004 года. Кроме того, АвтоВАЗ продолжает выпуск комплектующих и запасных деталей для моделей, снятых с производства или производство которых перенесено в другие города и страны. Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ.
«АвтоВАЗ» совместно c «General Motors» и Европейским банком реконструкции и развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска внедорожного автомобиля «Chevrolet Niva».
Первая опытно-промышленная партия автомобилей “Калина” была выпущена в 2004 году.
С конца 2007 года началось производство седана ВАЗ-2170 «Приора». Следом за ним поступили хетчбек и универсал. Производство «классики» предполагается до 2011 года.
Модельный ряд "ВАЗ":
Классика 2101-2102, 2103 и 2106, 2104, 2105, 2107
Переднеприводные Самара, Десятка, Самара-2, Калина, Приора
Другие Нива, Ока
Источники раздела: vaz.autosite.com.ua, lada-quadrat.ucoz.ru, autosvit.com.ua, automir.dp.ua, autoretro.com.ua, infocar.com.ua