ЗАЗ-967 (ТПК)
Толчком к созданию внедорожника, возможно, послужила война в Корее 1949 – 53 -х годов, куда СССР поставлял военную технику. В качестве автомобиля для эвакуации и перевозки раненых, а также подвоза боеприпасов к огневым позициям использовали ГАЗ-69. Автомобиль для этого не очень подходил. Учтя это, советские военные выдвинули конструкторам ряд требований по созданию своего транспортера переднего края (ТПК), среди которых было «умение плавать».
Создание ТПК поручили специалистам НАМИ – группе во главе с конструктором Б. М. Фиттерманом. Первый образец увидел свет в 1958 году. Прототип «Огонек», или НАМИ-049, со стеклопластиковым кузовом и двухтактным мотором Ирбитского мотоциклетного завода МД-65 мощностью 22 л. с. получился не совсем удачным. Кузов оказался слабым для военных условий. Мотор - маломощным, а подвеска не выдерживала десантирования с парашютом.
К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. На основе мотора ВМW-600 был разработан двигатель МеМЗ 969 мощностью 30 (первоначально - 27) л.с.. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечило достаточный запас плавучести. Скорость на плаву - до 3-х км/ч.
Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ними - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс. На внешний вид повлиял появившийся в 1960 году Gaflinger АР 700, созданный австрийской фирмой Steyr-Push. Окончательный вариант получил название ЗАЗ (ЛуМЗ)-967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.
К разработке второго варианта подключили специалистов "АвтоЗАЗа”. Они создали свой вариант транспортера переднего края, и их детище в 1962 году был рекомендовано к серийному производству.
Автомобиль предназначен для использования в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Снаряженная масса - 950 кг, полная - 1350 кг. Дорожный просвет - 285 мм. Высота с поднятым ветровым стеклом - 1580 мм. Двигатель МеМЗ 967А, мощностью 37 л.с. Возможна буксировка одного прицепа массой до 300 кг. При движении по дорогам со скоростью до 75 км/ч ведущими являются передние колёса. Привод на задние включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, ЛуАЗ 967 снабжён легкосъёмными металлическими трапами. Автомобиль способен преодолевать подъёмы до 58 %. Для подтягивания грузов и раненых в зоне огневого воздействия противника можно использовать лебёдку, расположив машину в укрытии. Развиваемое лебёдкой усилие - 150-200 кгс, длина троса - 100 м.
На базе ТПК были созданы автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.
ЛуАЗ-967 |
ЛуАЗ-967 ТПК |
ЛуАЗ-967 Т на выставке SIA |
ЛуАЗ-967М |
Модификации ЛуАЗ-ТПК:
ЛуАЗ-967А — от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.
ЛуАЗ-967М — усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич. После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в которое некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался также под маркой ЗАЗ-967М. Спереди на автомобиле расположены глушитель и малогабаритная лебедка, имеющая электромагнитный привод. На дорогах с сухим и твердым грунтом автомобиль может быть использован для работы с одноосным прицепом, имеющим тяговосцепное устройство типа шкворень-петля. Спереди и сзади кузова установлены ручки (скобы), используемые при буксировке и транспортировании автомобиля.
Технические характеристики ЛуАЗ-967 (967А,967М) ТПК
ЛуАЗ 967 (967А,967М) «ТПК» | |
---|---|
Годы выпуска | 1962-1967 |
Габариты, мм | 3682 x 1712 x 1580 |
Колёсная база, мм | 1800 |
Обьём двигателя, л | 0, 887 (МеМЗ-967), 1,197 (МеМЗ-967А) |
Масса снаряж./полн., кг | 950/1350 |
КПП | - |
Мощность двигателя, л. с. / об.мин. | 30, 37/ 4100-4300 |
Привод | 4x4 |
Система питания | карбюратор |
Максимальная скорость,км/ч | 75/3 |
Динамика разгона 0-100 км/ч, с | - |
Расход топлива на 100км, л | 10,0 |