ЗиУ-9

Производитель: Завод имени Урицкого

Модель \ семейство: ЗиУ-9 (ЗиУ-682)

Модификации: прототип ЗиУ-7, ЗиУ-9 (ЗиУ-682)

Годы на конвейере: 1972-200?

Описание: один из наиболее массовых троллейбусов в мире


На базе ЗиУ-5 была предпринята попытка построить машину среднего класса для замены в будущем всё ещё многочисленных тогда троллейбусов этого класса марки МТБ-82. Был построен прототип ЗиУ-7 с очень высокой степенью унификации по узлам и агрегатам с ЗиУ-5; в технической литературе того времени его даже заранее называли наиболее распространённым в СССР, наряду с ЗиУ-5 и МТБ-82. Однако ЗиУ-7 так и не вышел из стадии опытных образцов, а основные работы развернулись по проектированию нового троллейбуса, призванного заменить в производстве сам ЗиУ-5.

В 1971 году прототип такой машины был успешно построен и в том же году, параллельно с ЗиУ-5, был начат её серийный выпуск под маркой ЗиУ-9. По сравнению с ЗиУ-5 ЗиУ-9 имел ряд преимуществ  в производственном и технологическом плане, поэтому с 1972 года выпуск ЗиУ-5 был прекращён в пользу новых ЗиУ-9.

Элементы внешнего вида и ряд конструктивных решений были заимствованы у современных для того времени зарубежных машин фирм MAN и Chausson. По сравнению со своим предшественником ЗиУ-5, троллейбус ЗиУ-9 имеет более вместительный, дешёвый и технологичный сварной стальной корпус вместо клёпаного алюминиевого, а также дополнительную ступень пневмоподвешивания кузова. Кузов троллейбуса трёхдверный (с узкой передней дверью), имел бо́льшую площадь остекления по сравнению с ЗиУ-5. В рулевом управлении применен гидроусилитель. Система управления тяговым двигателем — реостатно-контакторная.

Его стальной сварной корпус монтируется на стальном каркасе, состоящем из трубчатой рамы сложной пространственной формы, поперечных ферм и продольных лонжеронов. Корпус имеет три двери — одну узкую в носовой оконечности и две широкие — в середине и кормовой оконечности. Двери ширмовые, открываются и закрываются автоматически из кабины водителя посредством электропривода (с 1990 г. — пневмопривода).

Позднее в связи с требованиями отраслевого классификатора  модель переименовали на  ЗиУ-682Б.

До 1974 года колесные арки имели угловатую, а не круглую форму. На первые партии троллейбусов ставился устаревший двигатель ДК-207Г, который уже в 1973 году был заменен на ДК-210 мощностью 110 кВт. Подвеска ЗиУ-682Б была двухступенчатой. Первая ступень являлась классической на полуэллиптических листовых рессорах, а вторая — пневматической, с реактивными штангами в качестве несущих элементов, что обеспечивало высокую плавность хода. Задняя накопительная площадка имела пониженный уровень пола, что позволило уменьшить на одну число ступеней у задней двери.

К концу 1980-х гг. отдельные элементы конструкции троллейбуса, выпускавшегося на тот момент уже почти 20 лет, значительно устарели. Поэтому одновременно с запуском в серию последних модификаций ЗиУ-682В готовилась к производству более глубокая модернизация данной модели троллейбуса, которая получила обозначение ЗиУ-682Г. Опытные экземпляры ЗиУ-682Г были выпущены еще в 1988 году, а с 1 февраля 1991 г. завод полностью перешел на их серийное производство.

Новые троллейбусы отличались от предыдущих новым более мощным двигателем ДК-213, более удобным размещением панелей управления в кабине, решеткой спереди для охлаждения контакторной панели, одноместными сидениями в левой части салона. Троллейбус стал обладать более высокой антикоррозионной защитой, ряд узлов стал выполняться из алюминия, нержавеющей стали и стеклопластика. Параллельно с ЗиУ-682Г-012, в 1998 году начался выпуск переходной модификации ЗиУ-682Г-014 (ЗиУ-682Г0E), на которой вместо старых диванов в салоне были установлены индивидуальные мягкие сиденья, применены лазерные обогреватели стекол кабины. Данная модификация также оборудовалась статическим преобразователем.

Большой объем выпуска ЗиУ-9 позволил ему стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе, начиная с конца 1970-х годов. Этот статус в значительной степени сохраняется и в современной России. В 1990-х годах на основе ЗиУ-9 другие производители троллейбусов, организованные преимущественно на базе ремонтных заводов, разработали свои варианты этой машины («клоны»). Всего было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗиУ-9, что позволило им стать самой многочисленной моделью троллейбуса в мире.

Модель  поставлялась в Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию, а специальные "южные" модификации ЗИУ-682 до сих пор работают в Греции, Латинской Америке, Монголии. В 1982 году было построено несколько опытных троллейбусов ЗИУ-684 - они являли собой ЗИУ-682 с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ). 



ЗиУ-9 в г.Днепропетровск

ЗиУ-9

ЗиУ-682В

ЗиУ-682Г

ЗиУ – 9 (ЗиУ-682Б)ЗиУ-682Г
Годы выпуска1972-199х1997-200x
Габариты (Д х Ш х В), мм11600 х 2970 х 335511600 х 2970 х 3555
Колёсная база, мм
Тип кузовавагонвагон
ДвигательДК-210ДК-210
Масса снаряж. /полн., кг18100
Мощность двигателя110 (кВт)110 (кВт)
Максимальная скорость, км/ч   6070  (50 с полной нагрузкой)
Система управления тяговым электродвигателемКСУ либо ТрСУ
Тяговый двигательколлекторный (с РКСУ либо ТрСУ) либо асинхронный (с ТрСУ)
Мест для сидения   3027
Полная вместимость126109

Модельный ряд ЗиУ: МТБ-82, ЗиУ-5, ЗиУ-9, ЗиУ-10, Тролза-5264, Тролза-5265 Мегаполис, ТролЗА-5275\6260\5250

Категория: ТролЗА | Добавил: avto (16.04.2011)
Просмотров: 6201

НАШ КАНАЛ!

Rambler's Top100