ЗАО "Тролза". История предприятия
КРАТКО
Троллейбусный завод "Тролза” (сокр. от «Троллейбусный завод», ранее «Завод имени Урицкого» или «ЗиУ») является крупнейшим в мире производителем троллейбусов. Находится в городе Энгельс Саратовской области.
Специфика потребителей привела
в 90-е годы практически к полной остановке предприятия, однако сейчас
портфель заказов растет чрезвычайно быстрыми темпами, что позволяет говорить
о начале нового этапа в развитии завода.
Опыт производства троллейбусов —более
полувека. За это время за ворота фабрики вышло более 75 тыс. троллейбусов. В
данный момент компания ежегодно может выпускать более 1,5 тысяч троллейбусов.
История предприятия
Завод был основан в 1868 году в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии крупным промышленником и помещиком генералом Мальцевым для нужд железнодорожного транспорта Российской империи. Был известен как Радицкий паровозостроительный завод; выпускал вагоны, паровозы и т. п
К 1890 году мощности завода заметно
возросли. Предприятие выпускало в год 2 парохода, 3 железнодорожных вагона
правительственного типа, вагоны для узкоколейной железной дороги, а также
земледельческие орудия и различные запасные части. Численность работающих - 400
человек.
В 1918 году завод был национализирован большевиками. В эти годы завод выпускает
крытые товарные вагоны, ледники, пассажирские вагоны IV и III-го классов,
врачебно-санитарные вагоны. Во время гражданской войны кроме основной продукции
выпускал также бомбы и чугунные мины. С 1919 года включен в состав
посёлка Урицкий и стал именоваться Урицким вагоностроительным
заводом.
В заводском цеху | МТБ-82 в г. Киев |
В 1926 году завод переименован в "Государственный вагоностроительный завод
имени Урицкого". Завод реконструируется и расширяется. Значительно
расширен кузнечный и механосборочный цеха. На завод поступило новое
оборудование. К концу 30-х годов завод осваивает выпуск большегрузных 60-ти
тонных платформ и полувагонов, 50-ти тонных думпкаров и других спецвагонов.
С началом Великой Отечественной
войны эвакуирован в г. Энгельс. Основным видом продукции завода в военное
время 1941-1945 гг. было производство артиллерийских снарядов. В 1943 году
правительство СССР выделяет заводу средства на строительство новых цехов на
территории, которую завод занимает и по сей день.
В 1946 году завод вернулся к выпуску
довоенной продукции. В эти годы троллейбусостроение СССР делает свои первые
шаги. Страна выпускает всего несколько десятков троллейбусов в год, что не могло удовлетворить потребность городов в
этом виде общественного транспорта. Поэтому в 1950 году постановлением Совета
Министров СССР было решено
переоборудовать предприятие под производство троллейбусов. Выбор не был случайным:
завод имел новые производственные площади, опытные кадры, по географическому
положению находился в центре предприятий-поставщиков и располагал хорошими
подъездными путями.
К 1 Мая 1951 года изготовлен первый
опытный образец троллейбуса. К августу 1951 года на заводе были окончены
подготовительные работы и к концу года выпущен 21 троллейбус марки "МТБ-82".
А к 1955 году выпуск троллейбусов марки "МТБ-82" был доведен до 360
штук. Спроектирован и построен пассажирский троллейбус собственной конструкции
ТБУ-1.
В 1959 году были созданы новые
образцы продукции, унифицированные по конструкции: троллейбус ЗиУ-5 и
автобус ЗиУ-6. Выпуск троллейбусов ЗиУ-5 к 1968 году составил 1500 штук.
Троллейбусы экспортировались в Польшу, Грецию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Колумбию,
Аргентину, Монголию.
В 1971 году за трудовые успехи завод
награжден орденом Трудового Красного Знамени. Разработана новая модель
троллейбуса ЗиУ-9. А в 1986-м - первый шарнирно-сочлененный троллейбус
большой вместимости с тиристорно-импульсным управлением, позволяющий экономить
до 20 % электроэнергии.
В 1996 году был изготовлен опытный
образец троллейбуса Тролза-6206, предназначенного для перевозки пассажиров
на троллейбусных линиях с большим пассажиропотоком. Троллейбус имеет
пятидверный кузов, вибропоглощающий пол, тонированные вклеенные стекла,
принудительную вентиляцию, электронное маршрутное табло, просторную кабину с
отдельным входом для водителя.
В 1999 году был создан опытный
образец троллейбуса Тролза-5275 с пониженным уровнем пола, имеющий
совершенно новый дизайн и новую технологию изготовления. Параллельно разработан
опытный образец троллейбуса Тролза 5264-01 "Столица" с
элементами кузова из стеклопластика и вынесенным из под пола на крышу
электрооборудованием.
В 2000 годусоздан опытный образец
троллейбуса с асинхронным двигателем Тролза 5264-02 "Слобода". Завод
приступил к серийному производству первого троллейбуса с пониженным уровнем
пола Тролза-5275.05 "Оптима".
В 2002 году была разработана
совершенно новая модель троллейбуса ЗиУ-682Г-016.02, имеющая новый дизайн
и вынос электрооборудования на крышу.
В 2005 год завод представил
общественности модель троллейбуса с низким уровнем пола Тролза-5265
"Мегаполис". На базе данной модели в 2006 году был создан сочлененный
троллейбус особо большой вместимости Тролза-6206.
2008 год. Создается первый
экологически чистый автобус с гибридной силовой установкой на базе троллейбуса
семейства "Мегаполис".
Особый интерес вызвает
новая разработка – «экобус» марки ТролЗа 5250. Гибридные автобусы Тролза-5250 «Экобус» создают на базе
троллейбусов модели «Мегаполис». Он намного маневреннее
троллейбуса, его колеса крутит микротурбинный генератор, способный работать
сразу на нескольких видах экологически чистого топлива: пропан-бутановой смеси,
биодизеле и биогазе. Экобус планируется пустить в центре Москвы, где самый
грязный воздух и много брошенного транспорта.
Тролза сегодня - это крупный промышленный комплекс с развитой инфраструктурой. Все виды производства, включая металлургическое и механосборочное, позволяют предприятию адаптироваться под выпуск любой технологически сложной продукции.
Читайте также:
Источники раздела: www.trolza.ru, ru.wikipedia.org, www.bus2.ru, transphoto.ru, www.omnibus.ru, bus.al.ru и др
Просмотров: 14323