Москвич 408\412, 2138\2140
Модель \ семейство: 408-2138
Модификации: 408(426, 433),412(427, 434), 2138(81),2140(SL,117,01,02,03,06), 2136, 2137, 2733, 2734
Годы на конвейере: 1964—1975, 1975—1981
Описание: третье поколение «Москвичей»
В октябре 1964 года на заводе МЗМА было начато производство модели Москвич-408, спроектированной под руководством главного конструктора завода Александра Андронова. Модель стала родоначальником целого семейства «Москвичей» третьего поколения, но резервы двигателя модели "407" уже были исчерпаны. Разработку нового мотора выполнил И. И. Окунев.
Изучив многие современные двигатели 1,5-литрового класса, Игорь Окунев остановился на моторе фирмы BMW (BMW M10 1500), сохранив его основные характерные особенности (тяговитость, надёжность). Производство нового мотора модели "412" освоил Уфимский моторный завод (УМЗ), известный своими авиадвигателями.
"Москвич-408" демонстрировался на международном автосалоне в Лондоне, где удачная для того времени конструкция вызвала интерес, а следом за ним и спрос. Экспортные модификации имели четырехфарную облицовку радиатора, более мощный двигатель, хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол. В 1968 году 55 % от годового объёма производства было экспортировано. На рынке Франции модель называли Москвич Elite. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvich Carat.
20 августа 1966 года с главного конвейера завода сошел 100-тысячный автомобиль модели М-408, и в этот же день за досрочное выполнение заданий семилетнего плана, успешную разработку конструкций новых машин и совершенствование технологии производства Указом Президиума Верховного Совета СССР МЗМА был награжден своим первым орденом - Трудового Красного Знамени.
В этом же году производство автомобилей "Москвич" модели 408 было организовано и на Ижевском машиностроительном заводе. В декабре 1966 года при технической поддержке специалистов МЗМА и с использованием поставленных с МЗМА кузовных штамповок здесь была собрана первая партия из 300 автомобилей этой модели.
В 1967 году завод освоил и модель 412, ставшую значительной вехой не только в истории завода, но и в истории отечественной автомобильной промышленности в целом. Изначально автомобиль использовал кузов М-408, фактически являясь его «люксовой» версией, позднее (с 1970 года) М-412 стал базовой моделью завода, при этом выпуск М-408 был сохранен.
Переднее сидение — диванного типа, с регулировкой по длине и наклону спинки, в целом, довольно удобное, обито кожзаменителем, обычно, черным или бежевым (под светлую кожу). Вообще, салон достаточно просторный, ощущения тесноты не создающий. Обзорность — достаточная, назад — очень хорошая благодаря панорамному заднему стеклу и тонким стойкам крыши. «Ручник» — под панелью приборов. Качество материалов отделки салона — в целом, неплохое.
Мощность в 50 л.с. была по тем временам для автомобиля такого класса достаточной. Коробка передач имела синхронизацию на высших передачах, рычаг управления располагался на рулевой колонке.
В 1969—1971 гг. обе модели были модернизированы. Сохранив кузовные панели, многие узлы и конструктивные решения, 412-я модель выгодно отличалась от 408 -го. Обе модели (и −408, и −412) получили новый кузов, в который без переделок могли быть установлены оба имевшихся в производстве двигателя — 408Э или 412 (с декабря 1969 года). 412-й получил новый, несколько более длинный (4250 мм) кузов модели 412 с горизонтальными задними фонарями и прямоугольными фарами, салон с раздельными передними сидениями, коробку передач с рычагом в полу, разделенную на два контура систему тормозов с вакуумным усилителем, мягкую обивку панели приборов, и т. д.
Двигатель 412-го имел оригинальную абсолютно надёжную конструкцию. Главная его особенность — наклонённый вправо по ходу движения блок цилиндров цилиндров (т. н. slant-block). Это решение позволило сделать двигатель более компактным и снизить центр тяжести автомобиля. Под литой из алюминия крышкой головки блока скрывалась весьма современная для 1967 года конструкция: верхний распредвал, приводимый в движение цепью Морзе с натяжителем-звёздочкой, и приводом клапанов, расположенных по обе стороны от распредвала, коромыслами. Блок цилиндров был выполнен из алюминия со стальными сменными гильзами, что позволяло капитально ремонтировать двигатель, а не менять его целиком. Необычной была и полусферическая форма камеры сгорания, обеспечивавшая лучшие условия сгорания рабочей смеси.
При рабочем объёме в 1480 см³, УМЗ-412 развивал 75 л.с., что было неплохим результатом для автомобиля подобного класса. Мощный, современный и очень надёжный двигатель был основным козырем «412-го» и на внутреннем рынке, и на экспортном.
Автомобиль стал штатно комплектоваться ремнями безопасности (конец 1969 года), элементы салона стали травмобезопасными, с мягкими накладками (с февраля 1969 года). «Москвич» стал первым советским автомобилем, на котором вопросам безопасности было уделено столько внимания, ей способствовала и система тормозов с раздельными контурами — при выходе из строя одного контура автомобиль сохранял ограниченную способность тормозить за счет другого. С 1968 года АЗЛК первым в отрасли начал исследования в области безопвсности и провел краш-тест "Москвича-412".
Автомобиль получил салон с раздельными передними сидениями (с января 1968 - го). Значительно видоизмениля и внешний вид: новая радиаторная решетка, стильные фары прямоугольной формы (ГДР) и горизонтальные задние фонари с треугольными поворотниками. В 1974 - м году добавились клыки на бамперах.
«Москвичи»-408 и (позднее) −412 с 1966 до 1976 года собирались в Болгарии, затем там собирались модели −2140 и −2141 «АЛеКо».
Москвич-408
| Москвич-412
|
Москвич-2137 (фото автора) | Москвич-2137
|
В 1964 в опытном порядке были созданы два образца Москвич-408 Турист, представлявшие собой купе-кабриолет класса GT (Gran Turismo) с впрысковым двигателем, заваренными задними дверями, остеклением передних дверей без рамок и вместимостью 2+2, один из образцов имел алюминиевый кузов и вполне приличную по тем временам динамику, но в серию эти машины не пошли. Не были серийными и пикапы, которые переделывались из серийных машин для внутризаводских нужд.
Экспортный "412Э", "412Ю" (поставлялся в южные страны) и "412П" (с правым рулем), для медицинской службы ("412М") - модификации 412-го. Высокую репутацию модели подкрепляли многочисленные успехи в ралли и кольцевых гонках.
На базе 408-й и 412-й модели выпускались модификации: грузопассажирский универсал (М-426, М-427 соответственно) и фургон (М-433, М-434 соответственно).
Было выпущено относительно небольшое количество как базовой модификации Москвич-427, так и грузовых фургонов на его базе, после чего производство этих моделей было передано на ИжМаш. Москвич-427 на базе М-412 внешне не отличим от выпускавшегося параллельно и отличавшегося в основном двигателем М-426 на базе позднего М-408.< SPAN>Москвич-433 имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь стало можно подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель. «Москвич-434» выпускался с 1972 года. Пятую дверь сделали цельной, так же, и на универсале Москвич-426.
Эти фургоны грузоподъемностью 350—400 килограммов, предназначавшиеся, как и их предшественники, для перевозки мелких партий грузов по дорогам с твердым покрытием, представляли собой трехдверные машины, имевшие достаточно высокую степень унификации по кузову с входившими в данное семейство универсалами “Москвич-426” и “Москвич-427”. А с освоением в 1976 году усовершенствованных моделей седанов “Москвич-2138” и “Москвич-2140” завод сразу же объявил и о начале выпуска фургонов “Москвич-2733” и “Москвич-2734”.
В конце 1975 года завод снял с производства параллельно выпускавшиеся автомобили семейств М-408 и М-412 и с января 1976 года перешел на выпуск автомобилей семейств М-2138 и М-2140 (маркировка в соответствии с новым ГОСТом), отличавшихся модернизированным экстерьером и интерьером кузова и передними дисковыми тормозами с вакуумным усилителем, отвечавшими международным стандартам, на передней оси взамен барабанных, новым салоном с травмобезопасными панелью и рулем, а также сиденьями с подголовниками. Автомобили семейства М-2140 оснащались новым двигателем модели 412 уфимского производства, в то время как М-2138 (выпускались до 1981 года) оснащались двигателем модели 408 собственного моторного производства АЗЛК (двигателей УМЗ-412 не хватало на все машины). В качестве "опций" впервые в советском автомобилестроении эта модель получила стеклоочистители фар и обогрев заднего стекла, а небольшие партии "Москвичей" стали красить металликом.
В 1976 году аналогичную модернизацию прошли универсалы и фургоны, получившие переднее оперение, оборудование салона и тормозную систему по типу Москвича-2140: пятидверный «универсал» (М-2137 и М-2136 с двигателями М-412 и М-408 соответственно), двухдверный «фургон» (М-2734 и М-2733 соответственно) и «пикап» (М-27344 и М-27334 соответственно) на их базе.
В 1979 году завод освоил упрощенную модификацию "Москвич-21406", получившую прозвище "колхозник". Этот автомобиль отличался усиленной подвеской, дефорсированным под бензин А-76 мотором УМЗ-412Д (71 л.с.), защитой картера, передними барабанными тормозами и задней буксирной петлёй в стандартной комплектации.
С 1981 до 1987 года с конвейера на экспорт сходил улучшенный "Москвич-2140SL" (Москвич-1500 SL , М-2140-117). Ряд комплектующих для этой модели поставляла югославская фирма "Saturnus" (также комплектовался деталями и узлами из ГДР и других стран), поэтому индекс "SL" расшифровывается двояко: "Сатурнус-люкс" или "Спешиал люкс". Автомобиль получил новую "высокую" приборную панель и иную отделку салона, а также новые задние фонари, более широкие пластиковые бамперы с хромированными накладками и молдинги. Отдельные партии автомобилей данной модификации впервые в отечественной практике окрашивали "металликом".
В 1982 гг. Москвич-2140 прошел небольшую модернизацию: на передних дверях исчезли форточки, была изменена конструкция бамперов, упрощена отделка кузова — удалены хромированные молдинги и шильдики, а также отделка хромом решетки радиатора.
Модель М-2140, являлась косметически обновлённой М-412, несмотря на ряд прогрессивных новинок, вроде дисковых передних тормозов, уже не была современным автомобилем — устарела сама идеология машины. Попытки конструкторов и дизайнеров АЗЛК создать более современный автомобиль в те годы успеха не имели, так как «центр тяжести» финансирования и внимания был перенесён на Волжский завод с его «Жигулями».
Универсал 2137 прекратили собирать в 1985 году; модификации седана: М-21406, М-21403 и М-2140-117 — в 1987 году; базовую версию М-2140 — с июля 1988 года.
| 402 | 410, 423, 411 | 407 | 423Н, 410Н, 411 H , 430 | 403 | 424, 432 |
Годы выпуска | 1956—1958 | 1957-1961, 1957—1958, 1959-1960 | 1958—1963 | 1958—1963, 1958—1961, 1959—1961, 1958-196х | 1963-1965 () | 1963—1965,1963- |
Габариты | 4055 х 1540 х 1560 | 4055 х 1540 х 1560 ( 1683) | 4055 х 1540 х 1560 | 4055 х 1540 х 1560 ( 1683) | 4055 х 1540 х 1560 | 4055 х 1540 х 1560 (1683) |
База, мм | 2370 | 2370 | 2370 | 2370 | 2380 | 2370 |
Тип кузова | 4-дв. седан | 4-дв. седан, 5-дв. универсал, 5-дв. универсал | 4-дв. седан | 5-дв. универсал, 4-дв. седан, 5-дв. универсал,3-дв. фургон | 4-дв. седан | 5-дв. универсал, фургон |
Кол-во циллиндров | Р4 | Р4 | Р4 | Р4 | Р4 | Р4 |
Обьём двигателя, л | 1,220 ( бенз. карб.) | 1,220 | 1,358 | 1,358 | 1,358 | 1,358 |
Масса снаряж./полн., кг | 980 / 1290 | 1150\1200 | 990 / 1290 | 1150\1200 | 900\1280 | |
КПП | мех. 4-ст. (до 1.10.1959 3-ст.) | | мех. 4-ст. | | мех. 4-ст. | |
Привод | задний | 4 х 4, задний, 4 х 4 | задний | задний, 4 x 4, 4 х 4, задний | задний | задний (4 x 4) |
Мощность двигателя, л. с. | 35 при 4200 | 35 при 4200 | 45 при 4500 | 45 при 4500 | 45 при 4500 | 45 при 4500 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 (85) | | 115 | | 115 | |
Подвеска передн./задн. | незав. пружинная / зав. рессорная | | незав. пружинная / зав. рессорная | | незав. пружинная / зав. рессорная | |
Разгон 0-80 км/ч, с | 24 | | | | | |
Расход топл. 100км, л | | | | | 8 (смешан.) | |
Модельный ряд «Москвич»: КИМ-10, Москвич-400\401, Москвич-402\407\403, Москвич-415\416\2150, Москвич 408\412\2138\2140, Москвич-2141, Москвич-2142