Москвич-402, 407, 403
Модель \ семейство: 402-407-403
Модификации: 402(423,430,410,411),407(423Н,410Н,411),403(424,432)
Годы на конвейере: 1956-1965
Описание: второе поколение «Москвичей»
Первый опытный образец "Москвича-402" напоминал малолитражку Ford Consul. Спустя четыре года опытных образцов было уже двенадцать и один из проектов пошёл в серию (апрель 1956 г), с одновременным полным прекращением выпуска 401-го. Автомобиль получил современный более просторный и комфортабельный кузов с отдельными багажником классических очертаний, новый двигатель с рабочим объемом 1,22 л. и мощностью 35 л/с. Также было заменено большинство узлов и агрегатов шасси. Электрооборудование было заменено на 12-вольтовое (вместо 6-вольтового).
Главным недостатком 402-й модели стал доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший нижнеклапанный мотор, конструкция которого восходила еще к середине 30-х. Освоение принципиально нового верхнеклапанного двигателя не состоялось по экономическим причинам и в серию пошёл двигатель М-407, в основе которого лежал все тот же силовой агрегат Москвича-401, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. Модернизированный автомобиль с таким двигателем получил обозначение Москвич-407. Серийное производство Москвича-402 было свёрнуто в мае 1958 года. За два года было выпущено 87 тысяч "Москвичей-402".
Несколько позже стали выпускаться созданные на базе 402-го «Москвич-423» с кузовом универсал и «Москвич-430» с кузовом фургон, а также легковой автомобиль повышенной проходимости «Москвич-410» и такой же автомобиль с кузовом универсал «Москвич-411». «Москвич-410», в отличие от "402-й" модели получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ-М-20, масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост, двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением, зависимую переднюю подвеску на продольных рессорах и гидравлические амортизаторы рычажного типа. Автомобиль мог преодолевать брод до 0,3 м и подъём крутизной до 33 градусов.
Москвич-423 — первый в СССР отечественный серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом Москвич-423 — первый в СССР отечественный серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал. В его конструкции использовалась та же боковая панель с изогнутыми водосточными желобками, та же задняя панель с высоким порогом багажной крышки. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у базовой модели Москвич-402. Задняя пятая дверь открывалась налево, и ее порог находился на высоте 760 мм от земли.
Новый "Москвич" имел панорамное цельногнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневую переднюю подвеску, кнопочное управление замками дверей, двухспицевое рулевое колесо
Всего было выпущено 87 658 Москвичей-402 с модификациями.
Москвич-407 — модернизированная модель с новым верхнеклапанным двигателем и изменённой облицовкой радиатора, пошёл в серийное производство в мае 1958 года. Объем верхнеклапанного двигателя - 1358 куб.см., 45 лошадиных сил разгоняли автомобиль до 115 км/ч. Появились стартёр с пуском от ключа зажигания и молдинги на крыльях и дверцах. В 1959 году автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м – новую решетку радиатора и более современный гипоидный задний мост с уменьшеным передаточным числом, что позволило сократить расход бензина.
Позже было изменено оформление облицовки радиатора - вместо среднего горизонтального хромированого бруса появилась сетка. Появились стартёр с пуском от ключа зажигания и молдинги на крыльях и дверцах. С 1959г - четырёхступенчатая коробка передач. Позже было изменено оформление облицовки радиатора - вместо среднего горизонтального хромированого бруса появилась сетка.
Несколько лет подряд, более 50% выпуска Москвичей-407 уходили на экспорт. Причем, «Москвич» пользовался спросом не только в социалистических странах, но и в таких странах как Финляндия, Норвегия и Франция. Экспортные версии отличались двухцветной окраской и доработанным экстерьером. Именно ради наращивания экспортной программы Москвича-407 с конвейера были сняты полноприводные модели Москвич-410Н и 411Н.
Были следующие модификации 407-го: 407М - медицинский, 407Б - с ручным управлением, 407Т - такси-седан (с таксометром и зеленым огоньком), 423 - универсал, 423Т - такси-универсал и 430 - фургон, а также полноприводные модификации - 410Н (седан), медицинский 410М и универсал 411Н (давал владельцу погрузочную площадку длиной полтора метра). Впрочем, выпуск полноприводников был невелик. Был и экспортный вариант ― "Москвич-407Э".
Модификации 407-го:
Москвич-423Н — универсал на базе Москвича-407, выпускался в 1958—1963 гг.;
Москвич-410Н — полноприводный седан на базе Москвича-407, выпускался в 1958—1961 гг.; Центр тяжести оказался слишком высоко расположенным. Это отрицательно сказалось на управляемости; машина имела тенденцию к опрокидыванию. Несущий кузов был усилен.
Москвич-411 — полноприводный универсал на базе Москвича-410Н, выпускался в 1959—1961 гг. Был унифицированн с моделью “Москвич-423”, базировавшейся, в свою очередь, на автомобиле “Москвич-402”. Полноприводный универсал получил условное обозначение “Москвич-411” (на базе “Москвича-407” — “Москвич-411Н”). У этой модификации, как и у неполноприводного универсала, складывалось заднее сиденье, благодаря чему представлялось возможным перевозить двух человек и свыше 200 килограммов груза. Задняя дверь грузового отсека открывалась влево. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х из-за недостатка у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы «Москвич-407». Всего в 1957—1961 гг. было изготовлено 11 890 автомобилей семейства «Москвич-410», включая около 1,5 тыс. универсалов «Москвич-411».
Москвич-430 — грузовой вариант универсала Москвич-423Н с кузовом фургон. В боковинах фургона не прорубались двери и окна, за передними сиденьями появилась перегородка, отделяющая грузовой отсек. Фургон выпустили в 1958 году, когда базовой моделью уже стал Москвич-407 с новым двигателем. Задняя дверь откидывалась на левую сторону. С 1961 года выпускалась более простая версия кузова фургон с цельным бортом, угловатыми подштамповками на месте окон и цельным водосточным желобком вдоль всей крыши.
В 1963-м в связи с изменениями в шасси машина вовсе была переименована в 403-ю. Кузов внешне не изменился по сравнению с М-407, а основные параметры остались прежними. Выпуск "Москвича-403" и его модификаций в виде универсала и фургона продолжался до 1965г.На экспорт поставлялись "Москвичи-403 ИЭ" с дополнительным декоративным орнаментом на боковине кузова.
"Москвичи-403" и "407" считались довольно динамичными машинами. Они широко участвовали в ралли, кольцевых, ипподромных гонках.
Всего было изготовлено 266209 407-х, а вместе с 402-ми, 403-ми и модификациями - около полумиллиона авто (120903 - было поставлено на экспорт).
Модификации 403-го:
Москвич-424 — универсал на базе Москвича-403, выпускался в 1963—1965 гг.;
Москвич-432 — грузовой вариант универсала Москвич-424 с кузовом фургон. Каких-либо значительных отличий, кроме оформления решетки радиатора, от моделей М-422 и М-430 не имел.
| 402 | 410, 423, 411 | 407 | 423Н, 410Н, 411H, 430 | 403 | 424, 432 |
Годы выпуска | 1956—1958 | 1957-1961, 1957—1958, 1959-1960 | 1958—1963 | 1958—1963, 1958—1961, 1959—1961, 1958-196х | 1963-1965 () | 1963—1965,1963- |
Габариты | 4055 х 1540 х 1560 | 4055 х 1540 х 1560 (1683) | 4055 х 1540 х 1560 | 4055 х 1540 х 1560 (1683) | 4055 х 1540 х 1560 | 4055 х 1540 х 1560 (1683) |
База, мм | 2370 | 2370 | 2370 | 2370 | 2380 | 2370 |
Тип кузова | 4-дв. седан | 4-дв. седан, 5-дв. универсал, 5-дв. универсал | 4-дв. седан | 5-дв. универсал, 4-дв. седан, 5-дв. универсал,3-дв. фургон | 4-дв. седан | 5-дв. универсал, фургон |
Кол-во циллиндров | Р4 | Р4 | Р4 | Р4 | Р4 | Р4 |
Обьём двигателя, л | 1,220 (бенз. карб.) | 1,220 | 1,358 | 1,358 | 1,358 | 1,358 |
Масса снаряж./полн., кг | 980 / 1290 | 1150\1200 | 990 / 1290 | 1150\1200 | 900\1280 | |
КПП | мех. 4-ст. (до 1.10.1959 3-ст.) | | мех. 4-ст. | | мех. 4-ст. | |
Привод | задний | 4 х 4, задний, 4 х 4 | задний | задний, 4 x 4, 4 х 4, задний | задний | задний (4 x 4) |
Мощность двигателя, л. с. | 35 при 4200 | 35 при 4200 | 45 при 4500 | 45 при 4500 | 45 при 4500 | 45 при 4500 |
Максимальная скорость,км/ч | 105 (85) | | 115 | | 115 | |
Модельный ряд «Москвич»: КИМ-10, Москвич-400\401, Москвич-402\407\403,
Москвич-415\416\2150,Москвич 408\412\2138\2140, Москвич-2141, Москвич-2142