Москвич-400, 401
Производитель: МЗМА
Модель \ семейство: 400
В 1945 году из СССР в побеждённую Германию прибыла группа инженеров, которая совместно с военными обследовала доставшиеся победителям промышленные объекты. В их поле зрения попал хорошо сохранившийся ведущий завод компании "Байерише Моторен Верке" в городе Эйзенахе, а также "Научно-техническое бюро автомобилестроения" той же компании в Хемнице. "BMW-321" вполне могла стать основой для создания нового советского автомобиля. Но Сталину продемонстрировали Opel Olimpia, Opel Kadett и КИМ-10-52. Вождь КИМ видеть не хотел и остановил выбор на Kadett.
Беря за основу четырехдверную модификацию автомобиля Opel Kadett K38, МЗМА выпустил автомобиль, практически являющийся точной копией Opel Kadett-K38. Изменили только подвеску, степень сжатия двигателя (для работы на бензине второго сорта - А66) и коробку передач (вместо четырехступенчатой - трехступенчатая). Снаружи же автомобиль совсем не изменился.
4 декабря 1946 года с конвейера московского автозавода сошел первый послевоенный автомобиль, названный “Москвич-400”. Его 1,1-литровый двигатель развивал 23 л. с., а длина кузова составляла 3855 мм. Максимальная скорость не превышала 90 км/ч при расходе топлива 9 л на 100 км. Необычной чертой машины являлась независимая подвеска передних колес типа Дюбонне.
На первых автомобилях "Москвич-400" был выявлен ряд конструктивных недостатков кузова: появление в некоторых местах трещин на оплавке и на основном металле, поломки дверных замковых ручек и замков капота, недостаточные уплотнение и пылезащита кузова, отклеивание обивки потолка, недостаточная антикоррозионная защита и некоторые другие. В период 1948-1953 годов удалось повысить долговечность, увеличить мощность двигателя, повысить удобство и эксплуатационные качества, а также снизить вес
"Москвича-400". В 1951 году “Москвич-400” оснастили новой коробкой передач с синхронизаторами и рычагом, установленным на рулевой колонке, а не на полу, как это было ранее.
В 1952 г. внесён ряд конструкторских решений, повысивших пробег до капитального ремонта.
В 1954 году двигатель “Москвича” был значительно модернизирован и его мощность доведена до 26 л. с. Эта модификация, получившая индекс “401”, имела новую трансмиссию с синхронизаторами на второй и третьей передачах. Внешне модель отличало наличие подфарников — указателей поворота на передних крыльях.
Всего с 1946 по 1956 год в Москве было изготовлено 247 439 (216 006 седанов ) машин. Они стали первыми советскими массовыми автомобилями, которые продавались для индивидуального пользования.
«Москвичи» 400-го семейства несли двойной индекс: первое число означало модель двигателя, а второе — модификацию кузова. Базовая модификация кузова – четырехдверный седан – обозначалась индексом «420».
Основные модификации Москвича-400:
1947—1953 — Москвич-400-420, седан
1948—1953 — Москвич-400-422, фургон
1948—1950 — Москвич-400-421, универсал, штучное производство
1949—1954 — Москвич-400-420А, кабриолет
1954—1956 — Москвич-401-420, седан
1954—1956 — Москвич-401-422, фургон
Основные модификации Москвича-400:
1947—1953 — Москвич-400-420, седан
1948—1953 — Москвич-400-422, фургон
1948—1950 — Москвич-400-421, универсал, штучное производство
1949—1954 — Москвич-400-420А, кабриолет
1954—1956 — Москвич-401-420, седан
1954—1956 — Москвич-401-422, фургон
В 1949 году Завод малолитражных автомобилей приступил к выпуску фургона “Москвич-400-422”. Появление подобного транспортного средства было обусловлено большой потребностью в нем автобаз связи и автопредприятий, осуществлявших доставку различных мелкопартионных грузов — прежде всего, продуктов и промышленных товаров — со складов в торговые точки. Модель предназначалась для перевозки народно-хозяйственных грузов до 200 кг.
Конструктивно “Москвич-400-422” в значительной степени отличался от стандартной малолитражки “Москвич-400-420”. Прежде всего, грузовая машина имела не цельнометаллический четырехдверный пассажирский кузов, а деревянно-металлический кузов с двухстворчатой задней дверью. Грузовое помещение — каркас из березовых брусьев с филенками из бакелизированной фанеры. Крыша обтягивалась дерматином.
Такое решение было вполне оправданным в первые послевоенные годы, когда страна испытывала серьезный дефицит металла. Параллельно с “грузовиком” планировалось строить и пятидверный универсал аналогичной конструкции, однако до его серийного выпуска дело так и не дошло.
Деревянный кузов “Москвича”, за который тот получил прозвище “Буратино”, вызывал много нареканий. Прежде всего, машина оказалась недостаточно жесткой: кузов и двери быстро расшатывались, при этом нарушалась герметичность конструкции. В щели, возникавшие в соединениях, проникали выхлопные газы, пыль в сухую погоду и вода во время дождя. В условиях повышенной влажности деревянные части кузова набухали, зато в жаркое время года внутри “Москвича-400-422” не хватало воздуха, поскольку стекла боковых дверей из экономии сделали неопускающимися.
За десять лет МЗМА изготовил 11 129 машин «Москвич—400–422» и «Москвич—401–422“. Кроме того, за это же время завод выпустил 2562 шасси, на которые московский кузовной завод Министерства пищевой промышленности СССР монтировал фургоны с металлической обшивкой на деревянном каркасе.
|
400-420; 400-420A |
400-422 |
401-420 |
401-422 |
Годы выпуска |
1947-1954 |
1949-1954 |
1954-1956 |
1954-1956 |
Габариты (д\ш\в), мм |
3855 х 1400 х 1550 |
3855 х 1400 х 1660 |
3855 х 1400 х 1550 |
3855 х 1400 х 1660 |
Кузов |
4-дв. седан, кабриолет |
3-дв. фургон с деревянным кузовом |
4-дв. седан |
3-дв. фургон с деревянным кузовом |
База, мм |
2340 |
2340 |
2340 |
2340 |
К-во дверей |
4 |
2 |
4 |
2 |
Кол-во циллиндров |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обьём двигателя, л |
1,074 |
1,074 |
1,074 |
1,074 |
Мощность двигателя, л. с. |
23 |
23 |
26 при 4000 об. /м |
26 при 4000 об ./м |
Снаряженная масса, кг |
855 |
855 |
840 |
840 |
Привод |
задний |
задний |
задний |
задний |
Подвеска |
задних — рессорная, зависимая, передних — независимая |
-||- |
-||- |
-||- |
Коробка передач |
3-cт. |
3-cт. |
3-cт. |
3-cт. |
Тормоз |
гидравлический |
гидравлический |
гидравлический |
гидравлический |
Максимальная скорость, км/ч |
90 |
90 |
90 |
90 |
Расход топлива, л /100 км |
9 |
9 |
9 |
9 |
Модельный ряд «Москвич»: КИМ-10, Москвич-400\401, Москвич-402\407\403,
Москвич-415\416\2150, Москвич 408\412\2138\2140, Москвич-2141, Москвич-2142