ЗАЗ-965 «Горбатый»
Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 965
Модификации: 965, 965А
Годы на конвейере: 1960-1969
Описание: первенец автозавода
Прямым предком «Запорожца» считается опытная заднемоторная микролитражка «444», построенная на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Пер¬вый ее образец появился еще в 1957 году, а второй, модернизированный, - в 1958-м. Внешне она сильно напоминала FIАТ 600, хо¬тя и отличалась в деталях. Важным моментом были 13-дюймовые колеса (вместо 12-дюй¬мовых) и увеличенный клиренс. Но главная разница состояла в двигателе. Если на италь¬янской машине стоял специально разрабо¬танный 4-цилиндровик жидкостного охлаж¬дения, то на МЗМА-444 решили обойтись суррогатом: 2-цилиндровый оппозитный «воздушник» МД-65 в 17,5 л. с. являлся вари¬ацией мотоциклетного движка Ирбитского завода. Как показали испытания, агрегат этот был слабоват и недолговечен.
Специально для советского «народного ав¬томобиля» НАМИ в 1959 году были изготовлены два опытных 4-цилиндровых мотора воздушно¬го охлаждения. В июле появился двигатель ЗАЗ-965Г с противолежащим расположением цилиндров - своего рода перепев конструкции фольксвагеновского «Жука». А в конце года по-строили V-образный агрегат ЗАЗ-965В.
Нужно сказать, что V-образные 4-цилин-дровые двигатели вообще встречаются нечас¬то. Их органический недостаток - плохая урав¬новешенность момента сил инерции первого порядка. Однако в данном случае этот порок механического сердца «вылечили», установив специальный компенсационный вал с противо¬весами. Он вращался с той же скоростью, что и коленчатый вал, но в противоположную сторо¬ну. И теперь на первый план выступало преимущество V-образного мотора: по сравнению с оппозитным он был куда компактнее. Поэтому неудивительно, что при выборе силового агре¬гата для «Запорожца» предпочтение отдали именно ему. Возможно, сыграло свою роль и то, что на новейших западногерманских маши¬нах Ford Taunus тоже стояли моторы V4 -прав¬да, жидкостного охлаждения.
Кузов изменился и стал прочнее. Коробку передач усилили. Передняя подвеска на архаичной поперечной рессоре уступила место компактной торсионной, что позволило увеличить объем багажника. Об¬щий вес автомобиля несколько возрос, но зато увеличились его надежность и долговечность. Что касается «Запорожца» в целом, то по сравнению с московским МЗМА-444 он был существенно улучшен.
В январе 1960 года ЗАЗ и Мелитопольский завод по чер¬тежам МЗМА и НАМИ изготовили три опытных «Запорожца» с двигателями МеМЗ-965В. С ян¬варя по март шли межзаводские испытания. При этом машины № 1 и № 2 накатали по 5 тыс. км, а машина № 3 ~ 14 тыс. После чего вся трои¬ца поступила в распоряжение межведомствен¬ной комиссии. Испытания начались 7 марта и закончились по основной программе к 25 июля.
На ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».
Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов.
С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. (ЗАЗ – 965,746см3, 22 л. с.).Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).
322 106 - именно столько автомоби¬лей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А было выпущено в 1960–1969 годах.
Модификации
ЗАЗ-965
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной
отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в
стандартном оснащении. Кроме того модификация отличалась боковыми наклонными
молдингами, на некоторых модификациях в конце молдинга устанавливался шильдик
«Jalta».
965Б/965АБ — инвалидная модификация, предназначенная для
инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.
965АР — инвалидная модификация, предназначенная для
инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.
965П — пикап для внутризаводского использования
965С — автомобиль для сбора писем с правым
расположением руля.
Технические характеристики
Категория: Запорожский автомобильный завод | Добавил: avto (05.01.2011)
Просмотров: 10412