Грузовые запорожцы

Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: (прототипы)
Модификации: 970Б, 970Г, 971Г
Годы на конвейере: -
Описание: прототипы, малотоннажные грузовики 

   ЗАЗ-965 только встал на конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями. Уже в 1961 году на ВДНХ в Москве был продемонст­рирован первый опытный образец ЗАЗ-966, разработанный непосред­ственно в Запорожье.
   И вот что интересно: параллельно с ра­ботой над новой легковой моделью конст­рукторы «Коммунара» упорно трудились над целым семейством грузовиков. В то время в Советском Союзе наблюдалась ост­рая нехватка малотоннажных развозных ав­томобилей. Запущенные в производство в 1958 году фургон и бортовой грузовичок УАЗ-450 грузоподъемностью 800 кг проб­лемы полностью не устраняли. Эти модели оказались довольно тяжелыми и неэконо­мичными.
   ...В министерские планы грузовичок ЗАЗ-970 не внесли, но Сорочкин был не только талантливым конструктором, а еще и организатором. Директор "Коммунара", как было принято говорить тогда, "изыскал внутренние резервы", и работа над новой моделью закипела.
   За основу использовали агрегатную базу нового «Запорожца» ЗАЗ-966. Было разра­ботано два малотоннажных семейства: не-полноприводное ЗАЗ-970 и полнопривод­ное ЗАЗ-971.
   Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы.
   Первый образец, прозванный на заводе "Точило", отличался коротким "капотом" и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. "Бескапотные вагончики" появились уже в 1962-м.
   Чтобы обеспечить прочность кузова при грузоподъемности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение и толщину лонжеронов подбирали опытным путем - ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в отечественном автопроме применили сталь толщиной 0,7 мм, ее специально "накатали" соседи с "Запорожстали". 
   На украинские микрогрузовики 887-кубовый мотор перекочевал с серийной моде­ли ЗАЗ-965А (он же применялся и на опыт­ном ЗАЗ-966). В отличие от своего предше­ственника рабочим объемом 747 см3, устанавливавшегося на «просто» ЗАЗ-965, он имел увеличенную с 23 до 27 л. с. мощ­ность. Помимо этого, на машины перешла с ЗАЗ-966 независимая подвеска всех колес передняя - торсионная на продольныхры­чагах и задняя - пружинная.
   Автомобили - как с колесной" формулой 4x2, так и полноприводные - получили три разных типа кузова. Цельнометаллические фургоны ЗАЗ-970Б и ЗАЗ-971Б имели перегородку между каби­ной и грузовым отсеком. При небольших на­ружных габаритах машины (длина 3400 мм, ширина 1320 мм и высота 1650 мм)  объем отсека для поклажи составлял 2,5 м3, а его грузоподъемность ~ 350 кг (при наличии водителя и одного пассажира). Заднемоторная компоновка фургона обу­славливала специфику доступа в грузовой отсек, который в основном осуществлялся сбоку, с правой стороны - через двухствор­чатые распашные-дверцы шириной 940 мм. Погрузочная высота составляла 500 мм. Сза­ди, над мотором имелась еще одна неболь­шая вспомогательная дверца. 


ЗАЗ-970

ЗАЗ-970В

ЗАЗ-971

ЗАЗ-971Г

   На базе фургонов были созданы грузо­пассажирские автомобили ЗАЗ-970В и ЗАЗ-971В. Они могли перевозить 6~7 человек (включая водителя) или 5 человек и 175 кг груза (при сложенном заднем сиденьи), или 2 человека и 350 кг груза (при сложенных двух последних рядах сидений).
   Модели ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели от­крытые грузовые платформы и предназна­чались для перевозки 400 кг груза в таре, а также двух человек. Интересно, что, подоб­но фургону, у них сбоку были распашные дверцы - только высотой с борт грузовичка. Снаряженная масса составляла 700-750 кг (в зависимости от модификации), а максимальная скорость достигала 70 км/ч. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км.
   Образцы строили очень быстро. По упрощенным чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные шаблоны, затем - деревянные болваны и по ним выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин - в прошлом конструктор-кузовщик.
   Прототипы с разными кузовами испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья и в районе Каменки-Днепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов. На небольшом по площади естественном "полигоне" было все что нужно: булыжник, тяжелый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали представителей торговых организаций - потенциальных потребителей грузовичков. Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на решение о постановке машины на производство.
   И испытателям, и "купцам" машина нравилась, только "горб" в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
   Увы даже такие меры оказались неефективными, завод еле-еле тянул план, на подходе был "966-й", а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.
   Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. О "970-м" постепенно забыли.

ЗАЗ-970Г

В 1962 году завод "Коммунар", наряду с фургоном ЗАЗ-970Б и микроавтобусом ЗАЗ-970В, построил также пикап ЗАЗ-970Г предназначенный для перевозки 400кг груза и двух человек. Автомобиль имел открытую грузовую платформу, снабженную справа двустворчатой распашной дверью шириной 940мм. Погрузочная высота платформы, как и у фургона, составляла 500мм. По верху ниши, под которой располагался двигатель, имелся люк для его обслуживания. 
Построено не менее двух экземпляров.

Технические характеристики ЗАЗ-970 и ЗАЗ-971

970Б, 970Г971, 971Г
Годы выпуска--
Габариты (Д х Ш х В), мм3400 х 1420 х 16503400 х 1500 х 1600
Колёсная база, мм21002100
Число, расположение цилиндров4, V-образное4, V-образное
Рабочий объём двигателя, л0.8870.887
Масса снаряж. /полн., кг750, 700750
КППмех. 4-ступ.мех. 4-ступ.
Мощность двигателя, л. с. при об. мин.27\400027\4000
Максимальная скорость, км/ч 70-7570
Подвеска передняя/задняяНезависимая, на торсионах с продольными рычагами \ пружиныНезависимая, на торсионах с продольными рычагами \ пружины
Тип приводазадний4х4

Читайте также:

 История автозавода ЗАЗ
 Модельный ряд ЗАЗ
Категория: Запорожский автомобильный завод | Добавил: avto (05.01.2011)
Просмотров: 8912

НАШ КАНАЛ!

Rambler's Top100