УралЗиС - 5 \ УралЗИС-355 \ УралЗиС - 352
Производитель: УралЗиС
Модель \ семейство: УралЗИС-5
Модификации: УралЗИС-5В, УралЗИС-5М, УралЗИС-21А, УралЗИС-355, Урал-ЗиС-355В, УралЗИС-352, УралЗиС-354, УралЗиС-356
Годы на конвейере: УралЗИС-5 (1944—1947 гг.), УралЗИС-5М (1947-1955г.г.), Урал-ЗиС-352 (до 1958 г.), УралЗиС-355 (1956-1957г.г.), УралЗиС-355В (1957-1958г.г.).,
Описание: первое поколение миасских грузовиков
УралЗиС -5В, УралЗиС -5М - аналоги московского ЗиС-5
Осенью 1941 производство автомобилей в Москве на заводе ЗиС было свёрнуто и эвакуировано в г. Ульяновск и г. Миасс. Первый грузовик УралЗИС-5 в Миассе был собран 8 июля 1944 года. Автомобиль ЗиС-5В был упрощенным вариантом довоенного 2-осного (4×2) ЗиС-5. Это была двухосная бортовая машина типа 4x2 грузоподъемностью 3 тонны, имела упрощенную конструкцию: тормоза только задние, механические, кабина с деревянным каркасом, обшитая рейкой-вагонкой, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформа только с задним откидным бортом и др. Комплектовался автомобиль, в отличие от московских «ЗИСов», двигателем «ЗИС-5М» повышенной до 76 л.с. мощности. Это позволяло разгоняться на 35% быстрее, а экономия горючего достигла 10-16%. Максимальная скорость автомобиля - 60 км/час.
20 июля 1944 года первая партия уральских «ЗИС-5» была отправлена на фронт. Около 25 % выпущенных в Миассе в годы войны автомобилей шли под специальную комплектацию. На их шасси делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили и т. п.
ЗИС-5В, выпускаемый в условиях военного времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка, стал значительно проще базовой модели. После окончания Великой Отечественной войны в конструкцию автомобиля постепенно стали вноситься изменения, улучшалось качество и надежность грузовика: гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный водяной насос, новый держатель запасного колеса и др. В конце 40-х гг. автомобиль стал называться «ЗИС-5М» (модернизированный).
С 1947 по 1955 год УралАЗ непрерывно совершенствовал конструкцию выпускаемого им ЗИС-5. Последним крупным этапом модернизации «ЗИС-5» стала установка на нем нового двигателя УралЗИС-353А мощностью 95 л .с. (производился в 1957-1958 г.г.).
УралЗИС-355 – переходная модель от ЗИСов к «Уралам»
Еще шла война, а на заводе уже разрабатывались новые конструкции более совершенных автомобилей для народного хозяйства. После Победы было организовано производство новых модификаций – УралЗиС-355 и УралЗиС-355В.
В июне 1957 года на заводе был освоен выпуск двигателей УралЗиС-353В мощностью 95 л.с., которые оснащались впервые разработанным в СССР центробежным маслоочистителем. Была реконструирована система смазки двигателя, внесены изменения в поршневую группу, введены плавающие поршневые пальцы из трубы и алюминиевые поршни, что улучшило балансировку двигателя. Двигатели УралЗиС-353В, предназначенные для нового грузовика Урал-355М, с некоторыми изменениями были приспособлены для установки и на находящемся в производстве УралЗиС-355. Эти машины получили индекс УралЗиС-355В и выпускались с августа 1957 года по октябрь 1958 года.
С автомобилем УралЗиС-355В связано начало спортивной истории Уральского автозавода. В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону проходили Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марок ЗиС-150, ГАЗ-51, ГАЗ-63, среди них - шесть машин УралЗиС-355В. Улучшенные характеристики двигателя УралЗиС-353В позволили завоевать все первые места уральским спортсменам. В личном первенстве первое место и звание чемпиона СССР завоевал экипаж автомобиля в составе водителя П. Терентьева и механика А. Рубинштейна.
На базе автомобилей УралЗИС-355 выпускалась газогенераторная модификация УралЗИС-352, самосвал УралЗИС-351, пожарный автомобиль со сдвоенной кабиной ПМ-11.
Газогенераторные модели производства УралЗиС
Послевоенная разруха в стране существенно повлияла на снабжение - не хватало жидкого топлива, поэтому на УралЗиСе было решено организовать выпуск газогенераторных автомобилей. Первый такой грузовик ЗиС-21А был собран в апреле 1946 года, а затем его сменил на конвейере Урал-ЗиС-352 – последний серийный газогенераторный грузовик, выпускавшийся до 1958 года.
ЗиС-21А работал на деревянных чурках. За возможность использования твердых видов топлива приходилось расплачиваться потерями в ряде характеристик автомобиля. Грузоподъемность снизилась до 2,5 тонн. С двигателем мощностью в 45 л.с. машины развивали скорость до 48 км/ч.
С октября 1951 года на смену „ЗиС-21А" пришел автомобиль „УралЗиС-352". Газогенераторная установка „УралЗиС-352" позволяла силовому агрегату работать на деревянных чурках повышенной влажности. Грузовик выпускался на базе стоящего на конвейере „ЗиС-5М", а позже и „УралЗиС-355". „УралЗиС-352" значительно отличался от „ЗиС-21А": была значительно улучшена газогенераторная установка, повышена ее прочность и срок службы, снаряженная масса уменьшилась на 98 кг.
Автомобиль „УралЗиС-352" был последней в советском автомобилестроении серийной моделью с газогенераторным силовым агрегатом. Но опытные работы продолжались и позже. Уже на базе „УралЗиС-355М" разрабатывались и были изготовлены опытные образцы, наверное, уже последних „газгенов" в мире — „УралЗиС-354" и „УралЗиС-356". Но эти автомобили и их узлы производством уже не осваивались, хотя прошли полный комплекс испытаний, а в июле 1955 года „УралЗиС-356" был утвержден коллегией министерства автомобильной промышленности к производству.
УралЗиС-5В | УралЗиС-5М | УралЗиС-355 | |
---|---|---|---|
Годы выпуска | 1944—1947 гг. | - | 1956-1958 |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 6060 х 2160 х 2160 | 6125 х 2335 х 2160 | 6125 х 2280 х 2160 |
Колёсная база, мм | 3810 | - | 3810 |
Расп. и кол-во цилиндров | R6, карбюраторный, 4-тактный | R6, карбюраторный, 4-тактный | рядный, карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый |
Рабочий объём двигателя, л | 5,55 (ЗИС-5М) | 5,55 (ЗИС-5М) | 5,55 (УралЗиС-355) |
Масса снаряж. \ полн., кг | 3010 \ 6150 | 3010 \ 6250 | 3150 \ 6300 |
Грузоподъёмность, кг | 3000 | 3000 | 3000 |
Мощность двигателя, л. с. при об/мин. | 76 \ 2400 | 76 \ 2400 | 85 \ 2600 |
Крутящий момент двигателя, Нм при об/мин. | 28,5 \ 1200 | 28,5 \ 1200 | 29,5 \ 1200 |
Коробка передач | 4-ступенчатая, трехходовая | 4-ступенчатая, трехходовая | 4-ступенчатая, трехходовая |
Колесная формула, тип привода | 4x2 | 4x2 | 4x2 |
Рулевой механизм | глобоидальный червяк с кривошипом | глобоидальный червяк с кривошипом | глобоидальный червяк с роликом |
Подвеска передн. \ задн. | - | - | - |
Тормоза передние/задние | барабанные, двухколодочные | барабанные, двухколодочные | барабанные, двухколодочные |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 60 | 70 |
Динамика разгона 0-100 км/ч, с | - | - | - |
Расход топлива на 100 км, л | 30 (АИ-66) | 29 (АИ-66) | 27 (АИ-66) |
Читайте также:
Модельный ряд «Урал»
Просмотров: 11316