ЗАЗ-966, 968, 968М
Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 966-968
Модификации: 966, 968, 968М
Годы на конвейере: 196х-1969
Описание: массовая малолитражка, замена "горбатому"
Козырную "шестерку" - второе поколение "Запорожцев", вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ - разработали Козырная "шестерка" Второе поколение "Запорожцев" вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ разработали уже без копирования зарубежных технических решений (хотя злые языки и видят в 966-м NSU - Princ). По всему видно что его создатели грезили о "настоящем", "большом" автомобиле.
По сравнению с 965-м новый 966 значительно подрос. Увеличились габаритные размеры, объем багажника, салон стал просторнее. ЗАЗ-966 стал несколько выше классом, а следовательно и дороже предшественника.
Технически, серьезных изменений внесено не было: коробка передач, тормоза, передняя подвеска и двигатель МеМЗ-966 достались в наследство от прежнего ЗАЗ-965.
Позже была создана новая модификация: собственно - ЗАЗ-966. Она отличалась более крупным и массивным двигателем МеМЗ-968 (1197 см., 40 л. с.) и, соответственно большей максимальной скоростью и массой (120 км/ч и 780 кг). После начала выпуска 40-сильного ЗАЗ-966, 30-сильный, получил обозначение ЗАЗ-966В.
Автомобиль ЗАЗ-966В "Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. Существовали также модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с. В 1972 году 966-й "Запорожец" подвергся серьезному рестайлингу. Внешне, новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле, более широкими покрышками. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.
Существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
В 1974-м увидела свет его своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе модели выпускались паралельно до середины 1979 года.
Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б - для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 - для водителей с одной ногой и 3A3-968P - для тех, у кого лишь одна нога и одна рука.
Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.
Выпускался с тремя модификациями двигателей:
МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 - базовая модель.
МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него.
МеМЗ-968БЭ мощностью 50 л.с. под бензин А-93, отличавшийся от МеМЗ-968ГЭ повышенной до 8,4 степенью сжатия за счет изменения конструкции головок цилиндров.
линия сборки ЗАЗ-966 | ЗАЗ-966 |
ЗАЗ-968 | ЗАЗ-968 |
"Запорожцы" выходили в свет до 1994 года. Их выпуск продолжался паралельно с выпуском более современных переднеприводных "Таврий". За это время была создана модификация на базе 968-го - пикап, а также двигатели с воздушным охлаждением 1,3 и 1,4 литра.
Последний "Запорожец" покинул стены завода 1 июля 1994 года.
ЗАЗ-968А | ЗАЗ-968А |
ЗАЗ-968М | ЗАЗ-968 Пикап |
|
966, 966B ("Запорожец") |
968, ЗАЗ 968М ("Запорожец") |
Годы выпуска |
1967-1971 |
1974-80, 1979-94 |
Габариты, мм |
3730 х 1535 х 1370 |
3730 х 1570 х 1400, 3765 х 1490 х 1370 |
Колёсная база, мм
|
2160 |
2160 |
Тип кузова |
купе |
купе |
Число, расположение цилиндров |
4, V-образно |
4, V-образно |
Рабочий объём двигателя, л |
1.197 (МеМЗ-968) |
1.196 (МеМЗ-968 и МеМЗ-968Н) |
Масса снаряж. /полн., кг |
780 |
840 \ 1160 |
КПП |
МКПП 4 ступени |
МКПП 4 ступени |
Мощность двигателя,
л. с. при об. мин. |
40 |
40 \ 4200, 50 |
Максимальная скорость, км/ч |
120 |
118 |
Привод |
задний |
задний |
Система питания
|
карбюратор |
карбюратор К-133 |
Расход топлива на 100км, л город/загород |
|
|
Модельный ряд ЗАЗ: 965, 966, 968, грузовые запорожцы, 1102 Таврия, 1103 Славута, Дана