ЗАЗ-966, 968, 968М

Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 966-968
Модификации: 966, 968, 968М
Годы на конвейере: 196х-1969
Описание: массовая малолитражка, замена "горбатому"

   Козырную "шестерку" - второе поколение "Запорожцев", вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ - разработали Козырная "шестерка" Второе поколение "Запорожцев" вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ разработали уже без копирования зарубежных технических решений (хотя злые языки и видят в 966-м NSU - Princ). По всему видно что его создатели грезили о "настоящем", "большом" автомобиле.
   По сравнению с 965-м новый 966 значительно подрос. Увеличились габаритные размеры, объем багажника, салон стал просторнее. ЗАЗ-966 стал несколько выше классом, а следовательно и дороже предшественника.                      
   Технически, серьезных изменений внесено не было: коробка передач, тормоза, передняя подвеска и двигатель МеМЗ-966 достались в наследство от прежнего ЗАЗ-965.
   Позже была создана новая модификация: собственно - ЗАЗ-966. Она отличалась более крупным и массивным двигателем МеМЗ-968 (1197 см., 40 л. с.) и, соответственно большей максимальной скоростью и массой (120 км/ч и 780 кг). После начала выпуска 40-сильного ЗАЗ-966, 30-сильный, получил обозначение ЗАЗ-966В.
   Автомобиль ЗАЗ-966В "Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. Существовали также модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с. В 1972 году 966-й "Запорожец" подвергся серьезному рестайлингу. Внешне, новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле, более широкими покрышками. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.
   Существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
   В 1974-м увидела свет его своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе модели  выпускались паралельно до середины 1979 года.
   Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б - для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 - для водителей с одной ногой и 3A3-968P - для тех, у кого лишь одна нога и одна рука.
   Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.
   Выпускался с тремя модификациями двигателей:
МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 - базовая модель.
МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него.
МеМЗ-968БЭ мощностью 50 л.с. под бензин А-93, отличавшийся от МеМЗ-968ГЭ повышенной до 8,4 степенью сжатия за счет изменения конструкции головок цилиндров. 


линия сборки ЗАЗ-966
ЗАЗ-966
ЗАЗ-966
ЗАЗ-966
ЗАЗ-968
ЗАЗ-968
ЗАЗ-968

   "Запорожцы" выходили в свет до 1994 года. Их выпуск  продолжался паралельно с выпуском более современных переднеприводных "Таврий".  За это время была создана модификация на базе 968-го - пикап, а также двигатели с воздушным охлаждением 1,3 и 1,4 литра. 
   Последний "Запорожец" покинул стены завода 1 июля 1994 года.

ЗАЗ-968А
ЗАЗ-968А
ЗАЗ-968А
ЗАЗ-968А
ЗАЗ-968М
ЗАЗ-968М
ЗАЗ-968 Пикап
ЗАЗ-968 Пикап


 

966, 966B ("Запорожец")

968, ЗАЗ 968М ("Запорожец")

Годы выпуска  

1967-1971

1974-80, 1979-94

Габариты, мм

3730 х 1535 х 1370

3730 х 1570 х 1400, 3765 х 1490 х 1370

Колёсная база, мм   

2160

2160

Тип кузова

купе

купе

Число, расположение цилиндров

4, V-образно

4, V-образно

Рабочий объём двигателя, л

1.197 (МеМЗ-968)

1.196 (МеМЗ-968 и МеМЗ-968Н)

Масса снаряж. /полн., кг

780

840 \ 1160

КПП

МКПП 4 ступени

МКПП 4 ступени

Мощность двигателя,  л. с.  при об. мин.

40

40 \ 4200, 50

Максимальная скорость, км/ч   

120

118

Привод   

задний

задний

Система питания    

карбюратор

карбюратор К-133

Расход топлива на 100км, л  город/загород  

 

 


Модельный ряд ЗАЗ: 965, 966, 968, грузовые запорожцы, 1102 Таврия, 1103 Славута, Дана