Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 965
Модификации: 965, 965А
Годы на конвейере: 196х-1969
Описание: первенец завода
Прямым предком «Запорожца» считается опытная заднемоторная микролитражка «444», построенная на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Первый ее образец появился еще в 1957 году, а второй, модернизированный, - в 1958-м. Внешне она сильно напоминала FIАТ 600, хотя и отличалась в деталях. Важным моментом были 13-дюймовые колеса (вместо 12-дюймовых) и увеличенный клиренс. Но главная разница состояла в двигателе. Если на итальянской машине стоял специально разработанный 4-цилиндровик жидкостного охлаждения, то на МЗМА-444 решили обойтись суррогатом: 2-цилиндровый оппозитный «воздушник» МД-65 в 17,5 л. с. являлся вариацией мотоциклетного движка Ирбитского завода. Как показали испытания, агрегат этот был слабоват и недолговечен.
Специально для советского «народного автомобиля» НАМИ в 1959 году были изготовлены два опытных 4-цилиндровых мотора воздушного охлаждения. В июле появился двигатель ЗАЗ-965Г с противолежащим расположением цилиндров - своего рода перепев конструкции фольксвагеновского «Жука». А в конце года построили V-образный агрегат ЗАЗ-965В.
Нужно сказать, что V-образные 4-цилин-дровые двигатели вообще встречаются нечасто. Их органический недостаток - плохая уравновешенность момента сил инерции первого порядка. Однако в данном случае этот порок механического сердца «вылечили», установив специальный компенсационный вал с противовесами. Он вращался с той же скоростью, что и коленчатый вал, но в противоположную сторону. И теперь на первый план выступало преимущество V-образного мотора: по сравнению с оппозитным он был куда компактнее. Поэтому неудивительно, что при выборе силового агрегата для «Запорожца» предпочтение отдали именно ему. Возможно, сыграло свою роль и то, что на новейших западногерманских машинах FordTaunus тоже стояли моторы V4 -правда, жидкостного охлаждения.
макет Москвича-444 - прообраза ЗАЗ-965 | прототип Москвич-444 - будущий ЗАЗ-965 (1958 г.) |
ЗАЗ-965 перед пуском в серию | ЗАЗ-965 ("горбатый") |
Что касается «Запорожца» в целом, то по сравнению с московским МЗМА-444 он был существенно улучшен. Кузов изменился и стал прочнее. Коробку передач усилили. Передняя подвеска на архаичной поперечной рессоре уступила место компактной торсионной, что позволило увеличить объем багажника. Общий вес автомобиля несколько возрос, но зато увеличились его надежность и долговечность.
В январе 1960 года ЗАЗ и Мелитопольский завод по чертежам МЗМА и НАМИ изготовили три опытных «Запорожца» с двигателями МеМЗ-965В. С января по март шли межзаводские испытания. При этом машины № 1 и № 2 накатали по 5 тыс. км, а машина № 3 ~ 14 тыс. После чего вся троица поступила в распоряжение межведомственной комиссии. Испытания начались 7 марта и закончились по основной программе к 25 июля.
На ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».
Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов.
С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. (ЗАЗ – 965,746см3, 22 л. с.).Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).
322 106 - именно столько автомобилей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А было выпущено в 1960–1969 годах.
| 965, 965А ("Запорожец") |
Годы выпуска | 1960-1963, 1962(3)-1969 |
Габариты, мм | 3330 х 1395 х 1450 |
Колёсная база, мм
| 2023 |
Тип кузова | хэтчбэк |
Число, расположение цилиндров | 4, V-образное |
Рабочий объём двигателя, л | 0.746 (МеМЗ-965В), 0.887 (МеМЗ-966/966A) |
Масса снаряж. /полн., кг | 650/950, 665/965 |
КПП | Трехходовая, четырехступенчатая. |
Мощность двигателя,
л. с. при об. Мин. | 23/4000, 27 и 30/
4000—4200 |
Максимальная скорость, км/ч | 80, 90 и100 |
Привод | задний |
Подвеска передняя/задняя | независимая, торсионная, работает совместно с двумя
амортизаторами / Независимая; пружинная, работает |
Система питания
| Карбюратор, вертикальный, с падающим потоком К- 125 |
Тормоз | Барабанный на четырех колеса |
Тип рулевого механизма | Глобоидальный червяк с двойным роликом |
Расход топлива на 100км, л город/загород | 6,5/5,5 (А-76) |
Модельный ряд ЗАЗ: 965, 966, 968, грузовые запорожцы, 1102 Таврия, 1103 Славута, Дана