Внимание! Данный сайт устарел.
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!
ЗАЗ-965

Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 965
Модификации: 965, 965А
Годы на конвейере: 196х-1969
Описание: первенец завода

   Прямым предком «Запорожца» считается опытная заднемоторная микролитражка «444», построенная на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Пер­вый ее образец появился еще в 1957 году, а второй, модернизированный, - в 1958-м. Внешне она сильно напоминала FIАТ 600, хо­тя и отличалась в деталях. Важным моментом были 13-дюймовые колеса (вместо 12-дюй­мовых) и увеличенный клиренс. Но главная разница состояла в двигателе. Если на италь­янской машине стоял специально разрабо­танный 4-цилиндровик жидкостного охлаж­дения, то на МЗМА-444 решили обойтись суррогатом: 2-цилиндровый оппозитный «воздушник» МД-65 в 17,5 л. с. являлся вари­ацией мотоциклетного движка Ирбитского завода. Как показали испытания, агрегат этот был слабоват и недолговечен.
   Специально для советского «народного ав­томобиля» НАМИ в 1959 году были изготовлены два опытных 4-цилиндровых мотора воздушно­го охлаждения. В июле появился двигатель ЗАЗ-965Г с противолежащим расположением цилиндров - своего рода перепев конструкции фольксвагеновского «Жука». А в конце года по­строили V-образный агрегат ЗАЗ-965В.
   Нужно сказать, что V-образные 4-цилин-дровые двигатели вообще встречаются нечас­то. Их органический недостаток - плохая урав­новешенность момента сил инерции первого порядка. Однако в данном случае этот порок механического сердца «вылечили», установив специальный компенсационный вал с противо­весами. Он вращался с той же скоростью, что и коленчатый вал, но в противоположную сторо­ну. И теперь на первый план выступало преимущество V-образного мотора: по сравнению с оппозитным он был куда компактнее. Поэтому неудивительно, что при выборе силового агре­гата для «Запорожца» предпочтение отдали именно ему. Возможно, сыграло свою роль и то, что на новейших западногерманских маши­нах FordTaunus тоже стояли моторы V4 -прав­да, жидкостного охлаждения.

Москвич-444
макет Москвича-444 - прообраза ЗАЗ-965

прототип Москвич-444 - будущий ЗАЗ-965 (1958 г.)
ЗАЗ-965
ЗАЗ-965 перед пуском в серию
ЗАЗ-965
ЗАЗ-965 ("горбатый")

   Что касается «Запорожца» в целом, то по сравнению с московским МЗМА-444 он был существенно улучшен. Кузов изменился и стал прочнее. Коробку передач усилили. Передняя подвеска на архаичной поперечной рессоре уступила место компактной торсионной, что позволило увеличить объем багажника. Об­щий вес автомобиля несколько возрос, но зато увеличились его надежность и долговечность. 
   В январе 1960 года ЗАЗ и Мелитопольский завод по чер­тежам МЗМА и НАМИ изготовили три опытных «Запорожца» с двигателями МеМЗ-965В. С ян­варя по март шли межзаводские испытания. При этом машины № 1 и № 2 накатали по 5 тыс. км, а машина № 3 ~ 14 тыс. После чего вся трои­ца поступила в распоряжение межведомствен­ной комиссии. Испытания  начались 7 марта и закончились по основной программе к 25 июля.                  
   На ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».
   Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов.
   С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. (ЗАЗ – 965,746см3, 22 л. с.).Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).
   322 106 - именно столько автомоби­лей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А было выпущено в 1960–1969 годах.   

 

965, 965А ("Запорожец")

Годы выпуска  

1960-1963, 1962(3)-1969

Габариты, мм

3330 х 1395 х 1450

Колёсная база, мм   

2023

Тип кузова

хэтчбэк

Число, расположение цилиндров

4, V-образное

Рабочий объём двигателя, л

0.746 (МеМЗ-965В), 0.887 (МеМЗ-966/966A)

Масса снаряж. /полн., кг

650/950, 665/965

КПП

Трехходовая, четырехступенчатая.
Имеет  четыре  передачи  вперед  и  одну назад.

Мощность двигателя,  л. с.  при об. Мин.

23/4000,  27 и 30/ 4000—4200

Максимальная скорость, км/ч   

80, 90 и100

Привод   

задний

Подвеска передняя/задняя   

независимая, торсионная, работает совместно с двумя амортизаторами / Независимая; пружинная, работает
совместно с двумя   амортизаторами

Система питания    

Карбюратор, вертикальный, с падающим потоком К- 125

Тормоз

Барабанный на четырех колеса

Тип  рулевого  механизма

Глобоидальный червяк с двойным роликом

Расход топлива на 100км, л  город/загород  

6,5/5,5 (А-76)



Модельный ряд ЗАЗ: 965, 966, 968, грузовые запорожцы, 1102 Таврия, 1103 Славута, Дана