Грузовые запорожцы
Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: (прототипы)
Модификации: 970Б, 970Г, 971Г
Годы на конвейере: -
Описание: прототипы,
малотоннажные
грузовики
ЗАЗ-965 только встал на
конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями. Уже в 1961 году на
ВДНХ в Москве был продемонстрирован первый опытный образец ЗАЗ-966,
разработанный непосредственно в Запорожье.
И вот что интересно:
параллельно с работой над новой легковой моделью конструкторы «Коммунара»
упорно трудились над целым семейством грузовиков. В то время в Советском Союзе
наблюдалась острая нехватка малотоннажных развозных автомобилей. Запущенные в
производство в 1958 году фургон и бортовой грузовичок УАЗ-450 грузоподъемностью
800 кг проблемы полностью не устраняли. Эти модели оказались довольно тяжелыми
и неэкономичными.
...В министерские планы
грузовичок ЗАЗ-970 не внесли, но Сорочкин был не только талантливым
конструктором, а еще и организатором. Директор "Коммунара", как было
принято говорить тогда, "изыскал внутренние резервы", и работа над
новой моделью закипела.
За основу использовали
агрегатную базу нового «Запорожца» ЗАЗ-966. Было разработано два малотоннажных
семейства: не-полноприводное ЗАЗ-970 и полноприводное ЗАЗ-971.
Семейство ЗАЗ-970 включало
грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном.
Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в
мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили
распространение лишь в последние годы.
Первый образец, прозванный на
заводе "Точило", отличался коротким "капотом" и внешне
немного напоминал ЗАЗ-965. "Бескапотные вагончики" появились уже в
1962-м.
Чтобы обеспечить прочность
кузова при грузоподъемности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение и
толщину лонжеронов подбирали опытным путем - ни хитрых компьютерных программ,
ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в
отечественном автопроме применили сталь толщиной 0,7 мм, ее специально
"накатали" соседи с "Запорожстали".
На украинские микрогрузовики
887-кубовый мотор перекочевал с серийной модели ЗАЗ-965А (он же применялся и
на опытном ЗАЗ-966). В отличие от своего предшественника рабочим объемом 747
см3, устанавливавшегося на «просто» ЗАЗ-965, он имел увеличенную с 23 до 27 л.
с. мощность. Помимо этого, на машины перешла с ЗАЗ-966 независимая подвеска
всех колес передняя - торсионная на продольныхрычагах и задняя - пружинная.
Автомобили - как с
колесной" формулой 4x2, так и полноприводные - получили три разных типа
кузова. Цельнометаллические фургоны ЗАЗ-970Б и ЗАЗ-971Б имели перегородку между
кабиной и грузовым отсеком. При небольших наружных габаритах машины (длина
3400 мм, ширина 1320 мм и высота 1650 мм) объем отсека для поклажи
составлял 2,5 м3, а его грузоподъемность ~ 350 кг (при наличии водителя и
одного пассажира). Заднемоторная компоновка фургона обуславливала специфику
доступа в грузовой отсек, который в основном осуществлялся сбоку, с правой
стороны - через двухстворчатые распашные-дверцы шириной 940 мм. Погрузочная
высота составляла 500 мм. Сзади, над мотором имелась еще одна небольшая
вспомогательная дверца.
ЗАЗ-970
ЗАЗ-970В
ЗАЗ-971
ЗАЗ-971Г
На базе фургонов были созданы
грузопассажирские автомобили ЗАЗ-970В и ЗАЗ-971В. Они могли перевозить 6~7
человек (включая водителя) или 5 человек и 175 кг груза (при сложенном заднем
сиденьи), или 2 человека и 350 кг груза (при сложенных двух последних рядах
сидений).
Модели ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г
имели открытые грузовые платформы и предназначались для перевозки 400 кг
груза в таре, а также двух человек. Интересно, что, подобно фургону, у них
сбоку были распашные дверцы - только высотой с борт грузовичка. Снаряженная
масса составляла 700-750 кг (в зависимости от модификации), а максимальная
скорость достигала 70 км/ч. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л
бензина на 100 км.
Образцы строили очень быстро.
По упрощенным чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали
сечения) делали фанерные шаблоны, затем - деревянные болваны и по ним
выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин
- в прошлом конструктор-кузовщик.
Прототипы с разными кузовами
испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья и в
районе Каменки-Днепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других
заводов. На небольшом по площади естественном "полигоне" было все что
нужно: булыжник, тяжелый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали
представителей торговых организаций - потенциальных потребителей грузовичков.
Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на
решение о постановке машины на производство.
И испытателям, и
"купцам" машина нравилась, только "горб" в кузове, особенно
в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал
погрузке-выгрузке.
Увы даже такие меры оказались
неефективными, завод еле-еле тянул план, на подходе был "966-й", а
конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили
в Луцке.
Экспериментальные образцы
прописались в заводском дворе. О "970-м" постепенно забыли.
ЗАЗ-970Г
В 1962 году завод
"Коммунар", наряду с фургоном ЗАЗ-970Б и микроавтобусом ЗАЗ-970В,
построил также пикап ЗАЗ-970Г предназначенный для перевозки 400кг груза и двух
человек. Автомобиль имел открытую грузовую платформу, снабженную справа
двустворчатой распашной дверью шириной 940мм. Погрузочная высота платформы, как
и у фургона, составляла 500мм. По верху ниши, под которой располагался
двигатель, имелся люк для его обслуживания.
Построено не менее двух экземпляров.
Технические
характеристики ЗАЗ-970 и ЗАЗ-971
История автозавода ЗАЗ
Модельный ряд ЗАЗ