ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М
Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 966 «Запорожец», 968 («ушастый запорожец», «чебурашка»)
Модификации: 966, 966В, 968, 968А, 968М, 968МП
Годы на конвейере: 1966-1971 (966), 1972-1994 (968)
Описание: массовая малолитражка, второе
поколение «запорожцев»
ЗАЗ-966
Козырную "шестерку"
- второе поколение "Запорожцев", вызревшее в недрах молодого и
амбициозного КБ - разработали уже без копирования зарубежных технических
решений (хотя злые языки и видят в 966-м NSU - Princ). По всему видно что его
создатели грезили о "настоящем", "большом" автомобиле.
По сравнению с 965-м новый
966 значительно подрос. Увеличились габаритные размеры, объем багажника, салон
стал просторнее. ЗАЗ-966 стал несколько выше классом, а следовательно и дороже
предшественника.
Технически, серьезных
изменений внесено не было: коробка передач, тормоза, передняя подвеска и
двигатель МеМЗ-966 достались в наследство от прежнего ЗАЗ-965.
Позже была создана новая
модификация: собственно - ЗАЗ-966. Она отличалась более крупным и массивным
двигателем МеМЗ-968 (1197 см., 40 л. с.) и, соответственно большей максимальной
скоростью и массой (120 км/ч и 780 кг). После начала выпуска 40-сильного
ЗАЗ-966, 30-сильный, получил обозначение ЗАЗ-966В.
Автомобиль ЗАЗ-966В
"Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. Существовали также
модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой
электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с.
ЗАЗ-968
В 1972 году 966-й "Запорожец"
подвергся серьезному рестайлингу. Внешне, новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался
облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием перемычек в
воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле,
более широкими покрышками. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972
года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.
Существовала модификация
ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным
нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой
на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
В 1974-м увидела свет его
своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная
(тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка)
безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая
пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых
сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе
модели выпускались паралельно до середины 1979 года.
Выпускались и модификации с
ручным управлением: ЗАЗ-968Б - для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 - для
водителей с одной ногой и 3A3-968P - для тех, у кого лишь одна нога и одна
рука.
Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на
конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям -
передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников
заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную
форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.
Выпускался с тремя
модификациями двигателей:
МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин
А-76 с карбюратором К-133 - базовая модель.
МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся
двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него.
Последний "Запорожец" покинул стены завода 1 июля 1994 года.
ЗАЗ-968 | ЗАЗ-968А | ЗАЗ-968М |
Модификации ЗАЗ-968, 968М
ЗАЗ-968АБ, 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или
ампутированы обе ноги;
ЗАЗ-968АП, ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского
транспорта;
ЗАЗ-968АБ4, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968МД — для инвалидов, у которых
повреждена одна нога;
ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и
одну ногу;
Цех сдачи на запорожском автомобильном заводе «Коммунар», фото из БСЭ
ЗАЗ-968МП
Технические характеристики ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968
Читайте также:
История автозавода ЗАЗ
Модельный ряд ЗАЗ