ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М

Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 966 «Запорожец», 968 («ушастый запорожец», «чебурашка»)
Модификации: 966, 966В,  968, 968А, 968М, 968МП
Годы на конвейере: 1966-1971 (966), 1972-1994 (968)
Описание: массовая малолитражка, второе поколение «запорожцев»

ЗАЗ-966

   Козырную "шестерку" - второе поколение "Запорожцев", вызревшее в недрах молодого и амбициозного КБ - разработали уже без копирования зарубежных технических решений (хотя злые языки и видят в 966-м NSU - Princ). По всему видно что его создатели грезили о "настоящем", "большом" автомобиле.
   По сравнению с 965-м новый 966 значительно подрос. Увеличились габаритные размеры, объем багажника, салон стал просторнее. ЗАЗ-966 стал несколько выше классом, а следовательно и дороже предшественника.                       
   Технически, серьезных изменений внесено не было: коробка передач, тормоза, передняя подвеска и двигатель МеМЗ-966 достались в наследство от прежнего ЗАЗ-965.
   Позже была создана новая модификация: собственно - ЗАЗ-966. Она отличалась более крупным и массивным двигателем МеМЗ-968 (1197 см., 40 л. с.) и, соответственно большей максимальной скоростью и массой (120 км/ч и 780 кг). После начала выпуска 40-сильного ЗАЗ-966, 30-сильный, получил обозначение ЗАЗ-966В.
   Автомобиль ЗАЗ-966В "Запорожец" выпускался с ноября 1966 года. Существовали также модификации с ручным управлением ЗАЗ-966ВР и ЗАЗ-966ВБ и ВБ2 (с порошковой электромагнитной муфтой сцепления), обе с двигателем 30 л.с.




ЗАЗ-968

   В 1972 году 966-й "Запорожец" подвергся серьезному рестайлингу. Внешне, новоиспеченный ЗАЗ-968 отличался облицовкой передка, фонарями заднего хода, отсутствием перемычек в воздухозаборниках и надписи "Запорожец" на правом переднем крыле, более широкими покрышками. Производство ЗАЗ-966В было прекращено в декабре 1972 года, а его модификаций с ручным управлением - с января 1973 года.
   Существовала модификация ЗАЗ-968Э (экспортная), отличавшаяся фарами, соответствующими международным нормам безопасности, лобовым стеклом типа "триплекс", декоративной окантовкой на уплотнителях стекол, замком зажигания с противоугонным устройством.
   В 1974-м увидела свет его своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл. Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе модели  выпускались паралельно до середины 1979 года.
   Выпускались и модификации с ручным управлением: ЗАЗ-968Б - для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 - для водителей с одной ногой и 3A3-968P - для тех, у кого лишь одна нога и одна рука.
   Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям - передняя панель кузова стала выпуклой, "уши" воздухозаборников заменены на решетки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика - больше.
   Выпускался с тремя модификациями двигателей: 
МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 - базовая модель. 
МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него. 

   "Запорожцы" выходили в свет до 1994 года. Их выпуск  продолжался паралельно с выпуском более современных переднеприводных "Таврий".  За это время была создана модификация на базе 968-го - пикап, а также двигатели с воздушным охлаждением 1,3 и 1,4 литра.  
   Последний "Запорожец" покинул стены завода 1 июля 1994 года.


ЗАЗ-968

ЗАЗ-968А

ЗАЗ-968М

Модификации ЗАЗ-968, 968М


ЗАЗ-968АБ, 3A3-968МБ  — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;

ЗАЗ-968АП, ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;

ЗАЗ-968АБ4, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968МД — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;

ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;


Цех сдачи на запорожском автомобильном заводе «Коммунар», фото из БСЭ

ЗАЗ-968МП

Технические характеристики ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968

966, 966B ("Запорожец")968, ЗАЗ 968А ("Запорожец")ЗАЗ 968М ("Запорожец")
Годы выпуска1967-19711971-80, 1973-791979-94
Габариты (Д х Ш х В), мм3730 х 1535 х 13703765 х 1570 х 14003765 х 1490 х 1370
Колёсная база, мм216021602160
Тип кузовакупекупекупе
Число, расположение цилиндров4, V-образное4, V-образное4, V-образное
Рабочий объём двигателя, л1.197 (МеМЗ-968)1.196 (МеМЗ-968 и МеМЗ-968Н)1.196 (МеМЗ-968 и МеМЗ-968Н)
Масса снаряж. /полн., кг780800 \ 1160840 \ 1200
КППМКПП 4 ступениМКПП 4 ступениМКПП 4 ступени
Мощность двигателя, л. с. при об. мин.40 \ 4200, 5040 \ 4200, 5040 \ 4200, 50
Максимальная скорость, км/ч120120118
Тип приводазаднийзаднийзадний
Система питаниякарбюратор К-133карбюратор К-133карбюратор К-133
Разгон до 100 км/ч, с323232
Расход топлива на 100км, л город/загород9,5 / 5,9-6,59,5 / 6,59,5 / 6,5

Читайте также:
 История автозавода ЗАЗ
 Модельный ряд ЗАЗ
Категория: Запорожский автомобильный завод | Добавил: avto (05.01.2011)
Просмотров: 25049