ЗАЗ-965 «Горбатый»

Производитель: ЗАЗ
Модель \ семейство: 965
Модификации: 965, 965А
Годы на конвейере: 1960-1969
Описание: первенец автозавода

    Прямым предком «Запорожца» считается опытная заднемоторная микролитражка «444», построенная на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Пер¬вый ее образец появился еще в 1957 году, а второй, модернизированный, - в 1958-м. Внешне она сильно напоминала FIАТ 600, хо¬тя и отличалась в деталях. Важным моментом были 13-дюймовые колеса (вместо 12-дюй¬мовых) и увеличенный клиренс. Но главная разница состояла в двигателе. Если на италь¬янской машине стоял специально разрабо¬танный 4-цилиндровик жидкостного охлаж¬дения, то на МЗМА-444 решили обойтись суррогатом: 2-цилиндровый оппозитный «воздушник» МД-65 в 17,5 л. с. являлся вари¬ацией мотоциклетного движка Ирбитского завода. Как показали испытания, агрегат этот был слабоват и недолговечен.
   Специально для советского «народного ав¬томобиля» НАМИ в 1959 году были изготовлены два опытных 4-цилиндровых мотора воздушно¬го охлаждения. В июле появился двигатель ЗАЗ-965Г с противолежащим расположением цилиндров - своего рода перепев конструкции фольксвагеновского «Жука». А в конце года по-строили V-образный агрегат ЗАЗ-965В.
   Нужно сказать, что V-образные 4-цилин-дровые двигатели вообще встречаются нечас¬то. Их органический недостаток - плохая урав¬новешенность момента сил инерции первого порядка. Однако в данном случае этот порок механического сердца «вылечили», установив специальный компенсационный вал с противо¬весами. Он вращался с той же скоростью, что и коленчатый вал, но в противоположную сторо¬ну. И теперь на первый план выступало преимущество V-образного мотора: по сравнению с оппозитным он был куда компактнее. Поэтому неудивительно, что при выборе силового агре¬гата для «Запорожца» предпочтение отдали именно ему. Возможно, сыграло свою роль и то, что на новейших западногерманских маши¬нах Ford Taunus тоже стояли моторы V4 -прав¬да, жидкостного охлаждения.
Кузов изменился и стал прочнее. Коробку передач усилили. Передняя подвеска на архаичной поперечной рессоре уступила место компактной торсионной, что позволило увеличить объем багажника. Об¬щий вес автомобиля несколько возрос, но зато увеличились его надежность и долговечность. Что касается «Запорожца» в целом, то по сравнению с московским МЗМА-444 он был существенно улучшен.   

   В январе 1960 года ЗАЗ и Мелитопольский завод по чер¬тежам МЗМА и НАМИ изготовили три опытных «Запорожца» с двигателями МеМЗ-965В. С ян¬варя по март шли межзаводские испытания. При этом машины № 1 и № 2 накатали по 5 тыс. км, а машина № 3 ~ 14 тыс. После чего вся трои¬ца поступила в распоряжение межведомствен¬ной комиссии. Испытания начались 7 марта и закончились по основной программе к 25 июля.          
   На ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».
   Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов.
   С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. (ЗАЗ – 965,746см3, 22 л. с.).Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).
   322 106 - именно столько автомоби¬лей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А было выпущено в 1960–1969 годах.    

Модификации ЗАЗ-965

965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. Кроме того модификация отличалась боковыми наклонными молдингами, на некоторых модификациях в конце молдинга устанавливался шильдик «Jalta».

965Б/965АБ — инвалидная модификация, предназначенная для инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965АР — инвалидная модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.

965П — пикап для внутризаводского использования

965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля.

Технические характеристики

965 "Запорожец"965A "Запорожец"
Годы выпуска1960-19631962-1969
Габариты (Д х Ш х В), мм3330 х 1395 х 14503330 х 1395 х 1450
Колёсная база, мм20232023
Тип кузовахэтчбэкхэтчбэк
Число, расположение цилиндров4, V-образное4, V-образное
Тип кузовахэтчбэкхэтчбэк
Рабочий объём двигателя, л0.746 (МеМЗ-965В)0.887 (МеМЗ-966/966A)
Масса снаряж. /полн., кг610-650 / 950 665 / 965
КППТрехходовая, четырехступенчатая. Имеет четыре передачи вперед и одну назад.Трехходовая, четырехступенчатая. Имеет  четыре  передачи  вперед и  одну назад
Мощность двигателя,  л. с.  при об. мин.23/400027  и 30/ 4000—4200
Максимальная скорость, км/ч   8090
Тип приводазаднийзадний
Подвеска передняя/задняянезависимая, торсионная, работает совместно с двумя амортизаторами / Независимая; пружинная, работает совместно с двумя  амортизатораминезависимая, торсионная, работает совместно с двумя амортизаторами / Независимая; пружинная, работает совместно с двумя  амортизаторами
Система питанияКарбюратор, вертикальный, с падающим потоком К- 125Карбюратор, вертикальный, с падающим потоком К- 125
ТормозБарабанный, на четыре колесаБарабанный, на четыре колеса
Тип  рулевого  механизмаГлобоидальный червяк с двойным роликомГлобоидальный червяк с двойным роликом
Расход топлива на 100км, л город/загород 6,5 (А-72)5,5 (А-76)
Категория: Запорожский автомобильный завод | Добавил: avto (05.01.2011)
Просмотров: 9193