МТБ-82
Производитель: Завод имени Урицкого
Модель \ семейство: МТБ-82
Модификации: 82А, 82Д, 82М
Годы на конвейере: 1946-1961
Описание: новые
троллейбусы средней и большой вместимости
МТБ-82 — высокопольный троллейбус средней
вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся
с 1946 по 1961 год. Изначально выпуск МТБ-82 был развёрнут на заводе
№ 82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в
подмосковном Тушино (в настоящее время Тушинский
машиностроительный завод). В 1951 году производство перенесли на Завод
имени Урицкого.
Названием
машины является аббревиатура от «московский троллейбус», индекс
соответствует номеру первого завода-изготовителя.
МТБ-82, по концепции в общем повторяла ЯТБ-4 — конструкция с
несущей рамой, на которую устанавливался корпус, косвенная неавтоматическая реостатно-контакторная система
управления током через тяговый электродвигатель (ТЭД), обильное применение
пневматических устройств. Главным новшеством в конструкции по сравнению с
довоенными троллейбусами стал цельнометаллический корпус, сделанный из клёпаных стальных листов. Изначально корпус своей формой
повторял дизайн ЯТБ-4 с двугранной утюгообразной лобовой оконечностью (вариант
МТБ-82А), но в ходе совершенствования конструкции троллейбуса оконечность
заменили на спрямлённую вертикальную; кузов стал алюминиевым. Дизайн кузова заимствован
у американского автобуса «Дженерал
Моторс» 1940 года, аналогичный кузов имеет автобус ЗиС-155.
1 мая 1951 года на ЗиУ был собран первый МТБ-82. К 1955 году объём
производства удалось довести до 320 машин в год.
Полное число
выпущенных МТБ-82 превышает 5000 машин. Это позволило МТБ-82 занять
доминирующее положение среди работавших в СССР того времени моделей
троллейбусов. Основная масса троллебусов этого типа была списана в конце 60-х
нач. 70-х. Последние МТБ-82 были отставлены от работы с пассажирами в конце 1983 года в Кутаиси.
Сочленённый МТБ-82 в г.Киев |
Модификации МТБ-82:
МТБ-82А — первый вариант
машины со стальным кузовом.
МТБ-82Д — основной массовый
вариант троллейбуса, запущенный в серию в 1947
году. Материал кузова для облегчения заменили на алюминий, лобовая оконечность
стала плоской, двигатель заменили на более мощный ДК-202Б мощностью 80 кВт
МТБ-82М — модернизация
довоенных машин серии ЯТБ путём удлинения рамы и установки кузова от МТБ-82А (а
впоследствии и МТБ-82Д) в 1946—1948 гг. Модернизированный таким образом
троллейбус внешне практически ничем не отличался от оригинальных МТБ-82А или
МТБ-82Д
Модельный
ряд ЗиУ: МТБ-82, ЗиУ-5, ЗиУ-9, ЗиУ-10, Тролза-5264, Тролза-5265 Мегаполис,
ТролЗА-5275\6260\5250