Энциклопедия советского автомобилестроения - Каталог статей www.avto.at.ua

Кременчугский автомобильный завод


Полное название:
Кременчугский автомобильный завод
Другие названия: Кременчугский комбайновый завод, ОАО "Кременчугский автомобильный завод, ХК "АвтоКрАЗ"
Страна: СССР, Украина
Адрес: Полтавская область, г. Кременчуг
Существование: 1958 - наши дни

От самолётов – до самосвалов



История КрАЗ началась еще в 30-е годы прошлого века, когда в Полтавской области (Украина) на окраине города Кременчуг началось строительство авиационного завода. С началом Великой Отечественной войны строительство пришлось заморозить. Построенные заводские корпуса были разрушены бомбардировками и артиллеристскими обстрелами.
 После освобождения города строительство возобновилось, но профиль предприятия решено было поменять – разрушенной стране требовалось восстанавливать мосты. С 1 июня 1948 года завод начал выпускать мостовые пролетные строения. Уже 17 марта 1949 г. на строительство моста через р. Клязьму отгружено первое пролетное строение длиной 43,2 метра.
За восемь лет завод выпустил металлоконструкций для строительства более шестисот мостов общей протяженностью в 27 километров и весом около 103900 т.. На производстве к середине 50-х годов было занято более двух тысяч человек. На заводе к 1948 году работало 353 человека.
6 сентября 1951 г. сдан в эксплуатацию главный корпус завода.
Постепенно, с ходом успешного восстановления народного хозяйства необходимость в производстве такого количества мостов пропала и в 1956 году Кременчугский завод был переведен в ведение Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и переименовали в Кременчугский комбайновый завод.. Образцы комбайнов, техническая и технологическая документация были переданы с "Ростсельмаша", оборудование поступило с заводов Днепропетровска, Горького, Барнаула, Харькова, Волгограда, Владимира и др. Завод успел выпустить более 11 тысяч единиц сельскохозяйственной техники.
Май 1958 года – поворотный момент в истории КрАЗа. Правительством СССР было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании в Кременчуге завода большегрузных автомобилей и.переносе в Кременчуг с Ярославского Автомобильного Завода (ЯАЗ) основного сборочного производства. Завод в Ярославле переименовали в Ярославский моторный (ЯМЗ) и сохранили на нем производство силовых агрегатов.


Опытный КрАЗ-256 на ВДНХ


Топливозаправщик КрАЗ


Завод большегрузных автомобилей


В январе 1959 года было освоено производство автомобильных деталей, а в апреле была завершена сборка первых двух самосвалов под маркой "Днепр-222” типа "ЯАЗ" на рамах собственного производства из деталей и узлов, завезенных с Ярославского автомобильного завода. Сборка производилась на стендах, но в мае уже был введен в эксплуатацию конвейер протяженностью 259,4 метра. В декабре того же года был освоен выпуск 12-ти тонных грузовиков КрАЗ-219 и автомобилей повышенной проходимости КрАЗ-214. Название автомобилей "Днепр” не прижилось, и грузовикам вскоре было присвоено имя "КрАЗ”.
В 1960 году первые КрАЗы пошли на экспорт, в том числе в тропическом исполнении. В 1961 году за рубеж в 26 стран отправились уже 496 машин. Первые из них были экспортированы в Аргентину, Афганистан, Болгарию, Китай, Индию, Финляндию. Коллектив завода, насчитывающий к этому времени более 5 тысячи человек, освоил изготовление около 1150 деталей и узлов, поставки которых были прекращены из Ярославля. Уже в сентябре с конвейера сошел автомобиль с мостами и раздаточной коробкой собственного производства. Освоен седельный тягач КрАЗ-221.
Во втором квартале 1961 г собраны первые образцы: самосвала КрАЗ-256, грузоподъемностью 12т, бортового автомобиля общего назначения КрАЗ-257, автомобиля-шасси КрАЗ-257, седельного тягача КрАЗ-258.
 Первую серьезную модернизацию грузовиков КрАЗ провели в 1965 году, снабдив их более мощным и экономичным дизелем ЯМЗ 238 и пятиступенчатой коробкой передач – так появился КрАЗ 257, выпускавшийся в различных модификациях вплоть до 1995 года, пока не стало ясно, что эта модель уже безнадежно устарела.
30 декабря 1968 года с главного конвейера сошел 100-тысячный "КрАЗ". 6 мая 1969 года начат выпуск автомобилей-лесовозов "КрАЗ-255Л".
В 1971 году за досрочное выполнение пятилетнего плана и успешное освоение производства новых грузовых автомобилей завод награжден орденом Ленина.
В 1976 создано производственного объединения "АвтоКрАЗ". В объединение вошли Кременчугский автомобильный завод, Кременчугский колесный завод, Токмакский кузнечно-штамповочный завод, Мариупольский радиаторный завод, Каменец-Подольский автоагрегатный завод, Симферопольский завод авторулей. В последующие годы в состав объединения входили Синельниковский рессорный завод, Полтавский автоагрегатный завод, Херсонский завод карданных валов. Начат выпуск седельного тягача высокой проходимости с колёсной формулой 6х6 КрАЗ-260В.
С 1978 года запущен в серийное производство новый базовый автомобиль КрАЗ-250.
С 1978 года параллельно со старой моделью на конвейер поставили КрАЗ-250. А в 1979 году на базе "250-го” появился автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 – КрАЗ-260. Именно эти автомобили стали родоначальниками всего современного семейства кременчугских грузовиков, седельных тягачей, самосвалов и внедорожников.
В 1982 году создана новая базовая машина КрАЗ-260.


Самосвал КрАЗ


Цех сборки


Новые рыночные условия


После распада СССР Кременчугский автомобильный завод переживал не самые легкие времена, объемы производства резко сократились, однако в последние 2-3 года ситуация на заводе стабилизировалась и дела предприятия пошли на поправку. Продажи за рубеж автотехники, производимой заводом, позволило начать сотрудничество с иностранными компаниями в производстве автотехники. Так в 1990 году компания FAUN, специализирующияся на производстве дополнительного оборудования, манипуляторов, автокрановых стрел, лебедок, талей и гидравлики для этой техники начала сотрудничество и совместное производство специальной техники с КрАЗом. Были выпущены новые модели автокранов, мусоровозов и другой техники, которая большей частью шла на экспорт в зарубежные страны.
В 1992 году начался серийный выпуск автосамосвалов модели КрАЗ-6510, 20-тонных самосвалов КрАЗ-650321, тягачей КрАЗ-6443, с колесной формулой 6х6, и КрАЗ-6444.
В 1993 году на главном конвейере собраны первые двухосные седельные тягачи КрАЗ-5444. Начало производства базового автомобиля КрАЗ-65101.
1994 год - начало выпуска седельного тягача с колесной формулой 6х4 КрАЗ-64431, седельного тягача высокой проходимости с колесной формулой 6х6 КрАЗ-6446, бортового автомобиля КрАЗ-65053 и начало производства длиннобазового автомобиля высокой проходимости с колесной формулой 6х6 КрАЗ-63221. В ноябрь е того же года зарегистрировано ОАО "Кременчугский автомобильный завод", созданное путем корпоратизации государственного предприятия.
В июне 1996 г зарегистрирована Холдинговая Компания "АвтоКрАЗ", владеющая контрольными пакетами акций ОАО "Полтавский автоагрегатный завод", ОАО "Херсонский завод карданных валов", ОАО "Токмакский кузнечно-штамповочный завод", ОАО "ВТФ КрАЗ", ОАО "КрАЗТорг", ОАО "Симферопольский завод авторулей" (с сентября 2002 года).
В 1999 году украинско-немецкая компания «Мега-Моторс» выкупила два пакета акций по 25% ХК «АвтоКрАЗ».
Львиную долю среди производимых в настоящее время машин сохраняют самосвалы, что обусловлено устойчивым спросом на них. Это целая гамма трехосных автомобилей с колесной формулой 6х4 и 6х6 и грузоподъемностью от 13,5 до 18 тонн. Наибольшую популярность у потребителя приобрели самовалы КрАЗ 6510 (6х4, грузоподъемность 13 500 кг, объем кузова 8 м.куб.), КрАЗ 65055 (6х4, 16 тонн, кузов 10,5 м.куб.) и КрАЗ 65032 (6х6, 18 тонн, объем кузова 12 м.куб.).
 С момента создания автомобильного завода изготовлено 924363 автомобиля КрАЗ, которые работают в 57 странах мира. Из них: 307824 самосвала, что составляет почти 40% от общего выпуска автомобилей, 59380 тягачей, 32360 лесовозов. По оценке за все годы эксплуатации самосвалов с момента их выпуска ими перевезено около 10 миллиардов тонн грузов.
Несмотря на экономический кризис Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ» продолжает модернизацию производства, внедряя новое высокопроизводительное оборудование. Так  участок новых технологий прессового цеха автозавода пополнился еще одним современным агрегатом -  установкой лазерной резки «Амада».
Кременчугский автозавод к 2011 году планирует в четыре раза увеличить долю продаж автомобилей «КрАЗ» на рынки Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
Высокая проходимость и грузоподъемность, способность выдерживать многочисленные перегрузки и работать в экстремальных условиях, надежность, неприхотливость и простота в обслуживании и ремонте стали решающими факторами при выборе силовыми структурами нескольких стран мира автомобилей КрАЗ.

Модельный ряд «КрАЗ»:
КрАЗ-214, КрАЗ-222
КрАЗ-255Б, КрАЗ-257
КрАЗ-250, КрАЗ-260
КрАЗ-65053, КрАЗ-6322, КРАЗ 6510
КрАЗ-С20.0, КрАЗ 5173 «Самум», КрАЗ-5233ВЕ

Источники  раздела: dalnoboyshiki.eu, avtomash.ru  aviaros.narod.ru  heavytruck.narod.ru   articles.auto-port.ru, www.techincom.ru, www.kraz.su Фото: ru.wikipedia.org, Retro&Exotica, www.military-informer.narod.ru и др.


Категория: КрАЗ | Добавил: avto (25.02.2010)
Просмотров: 17268