СЕМЕЙСТВО «САМАРА»
 
Производитель: АвтоВАЗ
Модель \ семейство: ВАЗ-2108, 2109
Модификации: 2108, 2109
Годы на конвейере: 1984-
Описание: первые переднеприводные ВАЗы
 
   Еще с середины 70-х гг. основные усилия вазовских конструкторов были сосредоточены на создании новой переднеприводной машины. Опытные образцы были готовы в начале 80-х гг., но их доводка и подготовка производства требовали много времени.
   В 1984 году на смену классическим заднеприводным ВАЗам пришло семейство переднеприводных малолитражных автомобилей с клиновидным трехдверным кузовом типа хэтчбек - Лада Самара. Первоначально на внутреннем рынке линейка Лада Самара носила название «Спутник», а название Самара (Samara) использовалось только для экспортных моделей. Оказалось, что слово «Спутник» за рубежом малопонятно и в 1985 году руководство завода принимает решение переименовать модель в «Самару». По традиции автомобили с конвейера сходили в двух исполнениях - для внутреннего рынка и для международного. Соответственно было два варианта написания названия: "Самара" и "Samara". С некоторых пор на участке, где таблички с названием устанавливались на кузов, "Самар" оставалось больше, чем "Samara": внутри страны машины с надписью латиницей и стоили дороже, и расходились быстрее.
   Это была принципиально новая машина. Кузов имел более современную аэродинамику, а благодаря накопленному опыту его сумели сделать более защищенным от коррозии.
   Новая компоновка потребовала создания иного силового агрегата, и «ВАЗ-2108» получил совершенно новые двигатель мощностью 65 л.с. и коробку передач, причем в доводке силового агрегата принимала участие фирма «Порше».
   С выпуском этой модели автомобиля ваз 2108 началось производство переднеприводных машин в России.
 
ВАЗ 2108 Самара
ВАЗ 2108 "Самара"
ВАЗ 2109 Самара
ВАЗ 2109 Самара


 
   В 1987 году начался выпуск модели — «ВАЗ-2109» «Спутник» / LADA Samara forma («девятки») с пятидверным кузовом хэтчбек.
   В отличие от своей соплеменницы "восьмерки" ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara рассматривалась как более "солидная" машина для семейного человека - сказывается наличие пяти дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Модель - это, в сущности, "девятка" с четырехдверным кузовом седан.
   С 1988 г. «девятка» и ее модификации («ВАЗ-21091» и «ВАЗ-21093», отличающиеся двигателем) становятся самой массовой переднеприводной моделью ВАЗа. Более удачную модификацию "девятки" ВАЗ-21093 выпустили в 1990-м году.
   При сложенном заднем сиденье машина трансформировалась в грузопассажирский вариант, подобный "универсалу". Базовый ВАЗ-2109 оснащали поперечно расположенным карбюраторным 1,3-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 65 л.с., с которым полностью загруженный автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 18 с и достигал скорости 156 км/ч.
   С начала 90-х автомобили в комплектации "Люкс" оснащали иной, более современной панелью приборов с тахометром и маршрутным компьютером. Применяемая гамма двигателей пополнилась мотором с системой распределенного впрыска топлива.
   Базовый ВАЗ-2109 оснащали поперечно расположенным карбюраторным 1,3-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 65 л.с., с которым полностью загруженный автомобиль (полезная нагрузка 425 кг) разгоняется до 100 км/ч за 18 с и достигает скорости 156 км/ч. ВАЗ-21093 оснащали 72-сильным 1,5-литровым двигателем ВАЗ-21083. ВАЗ-21093i - с 1,5-литровым инжекторным двигателем. Так же выпускалась модификация с двигателем рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ-21091).
   В 1995-м передняя часть прошла рестайлинг: решетка радиатора перестала оплавляться. Последнюю косметическую модернизацию провели в середине 1997 года, при этом комплектация фактически не менялась.
   Варианты исполнения: для автомобилей с карбюраторными двигателями - "стандарт" (ВАЗ-21093-00), "норма" (ВАЗ-21093-01) и "люкс" (ВАЗ-21093-02), для автомобилей с двигателями с распределенным впрыском топлива - "стандарт" (ВАЗ-21093-20), "норма" (ВАЗ-21093-21) и "люкс" (ВАЗ-21093-22).
   ВАЗ-2109 и модификации прекратили выпускать с 1997 года в связи с прекращением производства недостаточно мощных двигателей типа ВАЗ-2108.

ВАЗ-21099
ВАЗ-21099

ВАЗ-21099


   Появление на конвейере в 1990 г. седана «ВАЗ-21099» завершило процесс постановки на производство семейства «Самар». Увеличение заднего свеса увеличило длину машины на 200 мм по отношению к другим автомобилям семейства. У этой модели оригинальная облицовка радиатора, капот и передние крылья были выполнены без пластиковой "маски", а салон отличался новой панелью с тахометром. Впоследствии эти решения перешли на все семейство "Самара".
   ВАЗ 21099 - переднеприводной седан с бензиновым двигателем объемом 1,5 литра и 5-скоростной механической коробкой передач. Модель ВАЗ-21099i 1,5 комплектовали инжектором.
   С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объемом 1,3л (ВАЗ-210993) и 1,5л (ВАЗ-21099). Предусмотрены следующие варианты исполнения для автомобилей с карбюраторными двигателями - "стандарт" (ВАЗ-21099-00), "норма" (ВАЗ-210992-01) и "люкс" (ВАЗ-21099-02), для автомобилей с распределенным впрыском топлива - "стандарт" (ВАЗ-21099-20), "норма" (ВАЗ-210992-21) и "люкс" (ВАЗ-21099-22).
 

 

21081, 21083, 2108, 
21083-20
2109, 21091, 21093(i)
21099, 21099-20
Годы выпуска   
1984-1997, 1984-2003, 
1984-1997
1987-1997,-1997, 
1990-2004
1990-2004, 1997-2004
Габариты, мм
4006 х 1650 х 1402
 
4205 х 1650 х 1402
Колёсная база, мм    
2460
 
2460
Тип кузова    
 
 
 
Кол-во цилиндров      
 
 
L4
Объём двигателя, л
1.1, 1.499, 1.3, 1.5i
1,3,  1.1, 1.5
1.5, 1.5i
Масса снаряж. \ полн., кг
920\1365
+425
970\1395
КПП
 
 
 
Мощность дв.,  л. с. \об.м.
54/5600, 70/5600, 
64/5600, 78/5400
65/5600,  , 72 (78-i)/5600
70/5600, 78/5400
Макс. скорость, км/ч
156
156
 
Привод    
передний
передний
передний
Система питания     
карбюратор
карбюратор (i-инжектор)
карбюратор (i-центральн.
впрыск топлива)
Тормозная система     
передние дисковые,
 задние барабанные
передние дисковые, 
задние барабанные
передние дисковые, 
задние барабанные
Подвеска передн. \ задн.
независимая т. McPherson
\ продольный рычаг
независимая т. McPherson 
\ продольный рычаг
независимая т. McPherson
\ продольный рычаг
Дин. разгона 0-100 км/ч, с
 
18,13
14
Расход топл. на 100 км, л
5.9
 
8.5
 

Модельный ряд "ВАЗ":
Классика 2101-2102, 2103 и 2106, 2104, 2105, 2107
Переднеприводные Самара, Десятка, Самара-2, Калина, Приора
Другие Нива, Ока