Внимание! Данный сайт устарел.
Пожайлуйста, перейдите на наш НОВЫЙ сайт www.Nash-Transport.com!
ВАЗ 2101-2102

Производитель: АвтоВАЗ
Модель \ семейство: ВАЗ-2101-2102
Модификации: 2101, 21011, 21013, 21016, 2102, 21021, 21023
Годы на конвейере: 1972-1984
Описание: первое легковое семейство автозавода

   За основу «ВАЗ-2101» был взят итальянский FIAT – 124. В конструкцию итальянской малолитражки было внесено свыше 800 изменений. Доработка Fiat 124 для российских условий производства и эксплуатации проводилась преимущественно силами итальянцев. Итальянцы продолжали снабжать "вазовцев" техпредложениями по изменению конструкции вплоть до постановки на производство ВАЗ-2103.
   Снаряженная масса увеличилась с 855 до 945 кг, зато конструкция стала намного прочнее и надежнее (кузов основательно доработан и усилен). Были установлены более жесткие пружины, рычаги передней подвески стали делать из металла большего сечения методом штамповки. На бампере вместо декоративных накладок установили «клыки», появилось отверстие в бампере для заводной рукоятки. Задние дисковые тормоза заменили на барабанные. Передние сиденья стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили "безопасными" утопленными, появилось наружное зеркало заднего вида.
   Кардинальным переделкам подвергся четырехцилиндровый 1,2-литровый силовой агрегат — после серии стендовых испытаний. Много недостатков выявилось в системе питания, двигатель имел повышенные требования к октановому числу топлива и его дорабатывали. Соответственно поднялась максимальная мощность (до 64 л.с.) и улучшились характеристики крутящего момента, снизился расход топлива. Система питания получила новый двухкамерный карбюратор. Клиренс увеличили на 3 см, подвеску переработали и усилили.
   С начала 1971 года «Копейки» участвуют в соревнованиях. Двигатели к ним были изготовлены на «Fiat», а затем доводились на «ВАЗе». Малоопытные вазовские гонщики уже на  первом чемпионате СССР по ралли обставляли многоопытных на Волгах и Москвичах с ощутимым отрывом. Был даже организован новый класс Жигулей на кольцевых гонках чемпионата СССР.  В октябре 1971 года пришел первый успех на международных соревнованиях  - «Тур Европы»  в Западной Германии. Советская команда тогда выиграла золотой и серебряный кубки гонки.
   В 1974 году на конвейер была поставлена модель ВАЗ-21011 с 1,3-литровым двигателем большей мощности (69 л.с.). Бамперы лишились клыков и обзавелись резиновыми накладками, передние сиденья стали удобнее, изменились органы управления, пепельницы из задних подлокотников перенесены непосредственно на панели дверей. На задних стойках кузова появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками, стоп-сигналы и поворотники дооснастили отражателями. Появился сигнал заднего хода.  
 
донор Fiat-124
ВАЗ 2101
ВАЗ 2101
ВАЗ 2101 в музее ВАЗа
ВАЗ 2102
ВАЗ 2102
 
   В 1977 г. представлена модификация ВАЗ-21013 с кузовом 21011 и 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101. Производство модели ВАЗ-21011 было прекращено в 1981 году, а ВАЗ-2101 - в 1982-м. В дальнейшем производили только модификацию «копейки» ВАЗ-21013. За все время производства (с 1970 по 1984 г.) было выпущено 2 702 657 автомобилей семейства ВАЗ-2101. "Милицейскую" модификацию ВАЗ-21016 оснащали мощным 71-сильным (77 л.с. по старому ГОСТу) двигателем ВАЗ-2103.
   21 февраля 1971 года первая партия автомобилей "Жигули" была отправлена на экспорт в  Югославию. Экспортное название - Lada 1200 / 1300 / 1200S (название «Лада» больше подходило зарубежью, чем специфическое "Жигули"). К концу лета 1971 года тольяттинские автомобили смогли увидеть и жители капиталистической Европы. Пиковым стал 1979 год, когда за границу было отправлено 318 из 712 тысяч вазовских малолитражек.
   В 1972-м началось серийное производство ВАЗ-2102 — модификации с кузовом универсал (с задней дверью, открывавшейся вверх). ВАЗ-2102 - пятидверный классический универсал первого семейства, с задней дверью, открывавшейся вверх, выпускался в 1972-1986(84) годах. На машину устанавливали три двигателя: "ВАЗ-2101", "ВАЗ-21011" (модель "ВАЗ-21021") и "ВАЗ-2103" (модель "ВАЗ-21023") рабочими объемами 1,2, 1,3 и 1,5 л соответственно.
   Экспортное название - Lada 1200 Kombi / 1300 Kombi / 1500 Kombi.  В экспортном исполнении автомобиль ВАЗ-2102 оборудовали стеклоочистителем и смывателем стекла задней грузовой двери, сиденьями от ВАЗ-2106 с подголовниками.
   Автомобиль по многим узлам и деталям унифицирован с базовым седаном ВАЗ-2101. Приборная панель и рабочее место водителя абсолютно идентичны таковым у ВАЗ-2101.  
 

 

2101, 21011, 21013

ВАЗ-2102, 21021, 21023

Годы выпуска   
1970-1982, 1974-1981(2), 
1977-1984
1972-1984, 1971 – 1985
Габариты, мм
4073 х 1611 х 1440
4059 х 1611 х 1458
Колёсная база, мм
2424
2424
Тип кузова
4-дв. седан
5-дв. универсал
Кол-во цилиндров  
R4
R4
Объём двигателя, л
1.198, 1.300, 1.2
1.198, 1.300, 1.198
Масса снаряж. \ полн., кг
 
1020 \ 1420
КПП
Мех. 4-ступ.
Мех. 4-ступ.
Мощность двигателя,  л. с. \об.м.
64/5600, 70/5600, 64/5600
64/5600, 70/5600, 64/5600
Максимальная скорость, км/ч 
140
145 (137)
Привод
задний
задний
Тип рулевого управления
Червячный редуктор
Червячный редуктор
Система питания 
двухкамерный карбюратор
двухкамерный карбюратор
Тормозная система
барабанная спереди, 
Дисковые  сзади
барабанная спереди, 
Дисковые сзади
Подвеска передн. \ задн.
Винтовая пружина 
/ двойной поперечный рычаг
Винтовая пружина / 
двойной поперечный рычаг
Динамика разгона 0-100 км/ч, с 
22
20, 23
Расход топлива на 100 км, л
9,2 – 9,4
8.2 -10.9(АИ-92)

Модельный ряд "ВАЗ":
Классика 2101-2102, 2103 и 2106, 2104, 2105, 2107
Переднеприводные Самара, Десятка, Самара-2, Калина, Приора
Другие Нива, Ока